|
Еврейский музей и центр толерантности запускает ежегодный
летний фестиваль фотографии «Скрытая перспектива», его
мероприятия охватят как классику фотоискусства, так и работы
современных авторов. Для Еврейского музея и центра
толерантности фотография всегда была одним из приоритетных
направлений: работы известных мастеров участвовали как в
больших тематических проектах, так и в монографических
выставках. Важным направлением выставочной деятельности музея
является изучение искусства авангарда, в котором фотография
занимает одно из важнейших мест. Центральным событием
первого фестиваля, который пройдет с 5 июля по 29 сентября
2024 года, станет выставка «Истоки советской фотографии.
19201930-е годы» из коллекции Галереи Люмьер.
Экспозиция посвящена первым десятилетиям истории советского
фотоискусства периоду смелых экспериментов, когда новаторские
решения в области композиции, ракурсной съемки, кадрирования,
фотоколлажа стали основой нового визуального языка, отвечали
всему спектру агитационных задач советского государства. В
это время стремительно развивалась репортажная фотосъемка
фотокорреспонденты становились главным рупором перемен.
Выставочный проект объединяет знаменитые и малоизвестные
кадры классиков фоторепортажа: Аркадия Шайхета, Якова Халипа,
Марка Маркова-Гринберга, Эммануила Евзерихина, Михаила
Прехнера, Наума Грановского. Их работы для ведущих
официальных газет и журналов формировали образ первого в мире
социалистического государства.
Выставка состоит из шести монографических разделов,
раскрывающих творчество каждого фотографа посредством серий и
фотоочерков ведущей жанровой формы советской фотожурналистики
середины 1930-х годов. Ставшие хрестоматийными, кадры
посвящены ярким историческим событиям из жизни страны
(встреча челюскинцев в объективе Марка Маркова-Гринберга,
спасение героев-папанинцев с арктической станции «Северный
полюс 1» в работах Якова Халипа), быту города и деревни
(Аркадий Шайхет), сельскому хозяйству и производству (Марк
Марков-Гринберг), меняющемуся образу
Москвы (Наум Грановский, Михаил Прехнер) и будням юного
поколения (Эммануил Евзерихин). Центральный раздел составили
отпечатки поздней авторской печати и винтажи периода
19201930-х годов. В экспозициитакже представлены известные
портреты-плакаты, воплотившие собирательный образ советского
человека: «Комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины»
(1929) Аркадия Шайхета, «Знатный шахтер Никита Изотов» (1934)
и «Повариха» (1930) Марка Маркова-Гринберга. Выставка
позволяет проследить формирование индивидуальных стилей
каждого автора, их творческое развитие и поиски, оценить
вклад советских репортеров в создание нового визуального
высказывания на стыке идеологического и художественного
эксперимента.
В экспозицию вошло более двухсот работ, отобранных куратором
Галереи Люмьер Натальей Григорьевой-Литвинской специально для
проекта в Еврейском музее и центре толерантности. Уникальные
отпечатки, собранные за последние тридцать лет, ранее
демонстрировались на групповых и персональных выставках в
России и за рубежом, но в таком составе публика их увидит
впервые.
|