Впервые в России в одном пространствесобрано более 300
предметов из богатейшей иранской коллекции музея Востока:
произведения живописи и миниатюры, керамика и стекло, изделия
из дерева и художественный металл, ковры и расписные ткани,
манускрипты и оружие. Выставка будет дополнена историческими
документами из Государственного Архива РФ, экспонатами из
фонда Марджани, а также фотоматериалами из Кунсткамеры (МАЭ
РАН). Большая часть экспонатов никогда не покидала фонды
музея и выставляется впервые.
Экспозиция концептуально поделена на ряд тематических
разделов и исследует разные стороны жизни иранского общества
XIX начала XX века: идеологию верховной власти, религиозные
практики и народные суеверия, взаимоотношения с иностранцами
и воздействие европейской моды, военные традиции и мастерство
ремесленников, а также бытовую культуру, в которой
современные новшества сочетались с устоявшимися обычаями.
Только в последние десятилетия значимость каджарского
искусства, долгое время остававшегося недооцененным, стала
осознаваться искусствоведами и сотрудниками музеев,
решившимися показать посетителям произведения этого периода.
В разные годы выставки прошли в Нью-Йорке (Бруклинский музей,
1998); Лансе (Лувр-Ланс 2014)), Баку (центр Г. Алиева при
участии Тбилисского музея истории Грузии (2019). Первой в
этом ряду еще в начале 1970-х гг. стала выставка живописи из
собрания Музея Востока (Москва, Государственный музей
Востока, 1973).
Коллекция каджарского искусства Государственного музея
Востока насчитывает более 1000 предметов искусства и является
одной из самых представительных в мире наряду с собраниями
парижского Лувра, музея Виктории и Альберта в Лондоне и
Государственного Эрмитажа.
Каджарская династия пришла к власти в Иране в последней
четверти XVIII в. после долгой междоусобной борьбы. Правление
ее не было безоблачным: кризисные явления в экономике,
тяжелые и неудачные войны, территориальные потери и
невозможность противостоять европейской колониальной
экспансии, социальная напряженность, вылившаяся в кровавые
восстания, способствовали тому, что Иран воспринимался как
безнадежно отсталая провинция, а каджарский период - как
продолжение кризисного XVIII в., ставшего эпохой заката былой
славы иранского государства. Однако независимость страны была
сохранена, на фоне явственных признаков упадка возникли
первые ростки модернизации, а каджарское искусство, в котором
ярко отразились две основные тенденции эпохи интерес к
европейским достижениям и преклонение перед собственной
историей, эпосом и традициями заняло свое место в истории
мировой культуры.
Произведения каджарского искусства не похожи на изысканные
шедевры предшествующих эпох, но в них живет во всех
противоречиях породившее их время. Наивные и многозначные,
грубоватые и обаятельные, красочные и жизнеутверждающие, они
бросают отблеск небывалой роскоши и сказочной фантазии на
закатный период иранского средневековья.
|