На протяжении последнего столетия к образу Нью-Йорка
многократно обращались десятки художников и авторов,
стремившихся уловить и передать дух мегаполиса и личного
опыта пребывания в нем. Он является главным источником
вдохновения, мотивом и действующим лицом в произведениях
Харифа Гузмана, одного из ярких представителей локальной
стрит-арт сцены. Выставка, осуществленная в стенах ММОМА,
представляет собой масштабную панораму разных аспектов
почерка и этапов сложения его стиля, направлений работы и
сфер интересов.
Иконическая, прямолинейная поп-образность здесь сплетается с
фактурой частного свидетельства, агрессивная уличная поэзия с
камерностью личных взаимодействий, медиа-эстетика Нью-Йорка
2000-х годов с биографией автора. Генеалогически связанное с
поп-артом уличное искусство всегда обращается к самым
насущным, зримым образам и проблемам, существующим в общем
городском пространстве, среди которых особую роль играет
критика массовой культуры, консумеристских ценностей,
мировоззрения «маленького буржуа». Гузман наследует этой
традиции, называя своими учителями таких авторов, как
Жан-Мишель Баския, Майк Келли, Роберт Раушенберг. Начав свою
творческую практику в 1990-е годы, к сегодняшнему дню из
увлеченного скейтбордиста, который «бомбит» стены и улицы
Нью-Йорка именем своего выдуманного альтер-эго Haculla, он
превратился в известного художника, который сотрудничает с
модными брендами и дружит со знаменитостями, лица которых
мелькают на страницах таблоидов.
В своих ироничных работах, для которых случайность столь же
значима, сколь и намерение автора, Гузман воплощает тот
хаотичный, подвижный, нестабильный характер, который носит
современность XXI века. Образ скорости и свободной игры,
прямая коммуникация и непосредственное воздействие
отличительные приметы его художественной стратегии, в которой
наибольшую важность играет сам творческий процесс, мгновенная
фиксация эфемерного впечатления, замеченного вскользь и
зафиксированного на месте. Хотя номинально фигуры и детали
повседневности, которые встречаются в экспозиции, связаны с
реалиями быта в другой точке земли, в них можно опознать
знакомые черты. Здесь отражена во всем изобилии вся гамма
разных культурных явлений и феноменов, которые сопровождали
нас в последние двадцать лет.
Проект Харифа Гузмана продолжает программу музея по
реализации персональных выставок зарубежных стрит-арт
художников с мировым именем. Так, в 2018 году при участии
Фонда содействия развитию современного искусства RUARTS в
ММОМА на Гоголевском бульваре 10 открылась выставка одного из
самых влиятельных уличных художников современности Фрэнка
Шепарда Фэйри.
|