В Московском Манеже заканчивается выставка «Viva La Vida»,
представляющая собой ретроспективу жизни и творчества двух
знаменитых мексиканских художников - Фриды Кало и Диего
Риверы. Она вызвала настоящий ажиотаж среди москвичей и,
пожалуй, стала одним из самых заметных событий года в области
искусства.
Два художника - две половины
Выставка, организованная питерским Музеем Фаберже,
насчитывает около сотни экспонатов, среди которых работы,
привезенные из Музея Долорес Ольмедо (Мексика), а также
произведения из коллекции внука Диего - Хуана Рафаэля
Коронеля Риверы и из частных собраний Латинской Америки и
Европы. Кроме того, здесь впервые представлены широкой
публике произведения художников из запасников ГМИИ им. А.С.
Пушкина и российских архивов.
Организаторы экспозиции разделили выставочное пространство на
две половины. Правая посвящена Диего Ривере. Синий фон
символизирует «Голубой дом» в Мехико, где жили супруги: его
стены действительно были выкрашены синим. Половина Фриды Кало
оформлена в терракотовых тонах, подчеркивающих связь с
мексиканской землей.
Обоих художников привлекали коренная мексиканская культура,
традиции доколумбовой Америки. Многие произведения изображают
быт индейцев. На выставке даже
представлены национальные мексиканские костюмы. Ничего
удивительного: и Диего, и Фрида потомки представителей
коренного населения Мексики и никогда не забывали о своих
корнях.
От русской темы до сломленной
колонны
Творчество Риверы предстает в «синей зоне» во всем своем
разнообразии: это и классические пейзажи, и кубические опыты,
и зарисовки на национальную тематику& В центральном зале
красуется политический памфлет Риверы «Славная победа»,
посвященный перевороту в Гватемале в 1954 году. Некогда
художник подарил это монументальное полотно размером 2,6 на
4,5 метра Советскому Союзу.
Особый интерес представляет «русская тема». Странно видеть на
полотнах мексиканского художника крестьянку с лопатой в
ватнике («Женщина, убирающая снег») или девочку в тулупе,
платке и валенках со школьным портфелем («Девочка с
портфелем»).
Для Кало же основным мотивом творчества являются личные
переживания. Так, нерожденному сыну Фрида посвятила одно из
самых трагичных своих полотен, написанное ею в 1932 году в
госпитале Генри Форда в Детройте. На кровати в луже крови
лежит обнаженная женщина, а рядом соединенный с ней
пуповиной мертвый младенец.
На картине «Сломленная колонна» обнаженное тело художницы
исколото гвоздями и стянуто обручами корсета, а позвоночник
заменяет разрушенная античная колонна.
Жизнь как долька арбуза
Название написанного Фридой натюрморта с арбузами «Да
здравствует жизнь!» стало и названием выставочного проекта
«VIVA LA VIDA». Правда, на выставке этой работы нет. Зато
есть очень похожая картина Диего с сочными дольками арбуза.
Это одно из его последних полотен, возможно, написанное в
память о Фриде.
Хотя куда большее впечатление производит литография в
традициях древних мексиканских кодексов, написанная Риверой в
первую годовщину смерти жены. Лицо Фриды заключено в форму
сердца, из сосудов которого брызжет кровь. Подпись под
рисунком гласит: «Сегодня прошел год. Свету моих очей, моей
маленькой Фридите, 13 июля 1955 года, Диего».
Продолжение экспозиции
В желтом зале установлены светильники в виде корсетов,
подобных тем, которые приходилось носить больной Фриде.
Центральным же экспонатом здесь является скульптура по
мотивам известного полотна Кало «Раненый олень».
Посетители экспозиции могут посмотреть снятый в 2005 году
фильм Натальи Назаровой «Фрида на фоне Фриды. Приговоренная к
фиесте». Пожалуй, он помогает лучше
понять личность художницы, мотивы ее творчества и перипетии
взаимоотношений с Диего.
В дополнение к выставке в Манеже открыт целый магазин, где
можно приобрести многочисленные сувениры с портретами Риверы
и Кало, мотивами их рисунков и национальной мексиканской
символикой.
Выставка продлится до 12 марта.
Ирина Шлионская
|