Изобразительная часть выставки включает новогодние и
рождественские открытки и фотографии первой половины ХХ века.
Образы советской действительности узнаваемы всеми с раннего
детства. Разработкой елочных игрушек занимался ВНИИ игрушки в
1937 -1938 годах: тогда на елках засверкали дирижабли,
самолеты, танки, пограничники, регулировщики&
На первых советских новогодних открытках изображались
счастливые советские дети на фоне новогодних елок и башен
Кремля, затем появились Деды Морозы и Снегурочка. Подлинный
расцвет советской новогодней открытки наступил в 1950-60-х
годах. Увеличилось количество сюжетов: появляются такие
мотивы, как освоение космоса, в зимних пейзажах изображались
различные персонажи, спускающиеся с дирижаблей с подарками.
В пространстве выставки помещены и современные авторские
елочные украшения выполнение из ткани с применением
оригинальных материалов с приемами росписи. В экспозицию
органично вошел проект «Зимние каникулы ученицы 2-го класса
Аллочки Светиной», над которым работали известные московские
художники Алла Бедина (живопись, графика, дизайн, вышивка) и
Светлана Ланшакова (офорт, фотография, вышивка).
На выставке представлена часть I большого проекта «Пушкин
Примус Патефон».
Новогодний стол должен был ломиться от явств: шпроты,
бутерброды с икрой, торты, украшенные кремовыми розами,
перекочевали со страниц книги «О вкусной и здоровой пище» на
ветки пушистой пахнувшей смолой елки (искусственных тогда не
было). Не забывали и о спортсменах, и об артистах& С юмором и
доброй иронией художники воспроизвели эти игрушки, так что
дети ХХI века могут познакомиться с тем, как праздновали
Новый год дети страны Советов и прочесть об этом в дневнике
ученицы 2-го класса Аллочки Светиной.
Кураторы проекта:
Натэлла Войскунская (Фонд ГРАНИ, галерея АСТИ),
Нина Лаврищева (Московский музей современного искусства).
|