Основные темы рисунков Атаянца античность, греческая и
римская, памятники искусства древних, сохранившиеся на
территории Италии, Греции, Турции и других стран, где уцелели
остатки античной культуры. Эта широта географического охвата
соответствует сфере интересов художника, страстно увлеченного
искусством эллинизма и Римской империи. Однако в центре
внимания рисовальщика неизменно оказывается Вечный город
(Roma aeterna) с его величественными древними монументами,
существующими в контексте современности, но времени не
подвластными.
Виртуозное исполнение рисунков вызывает в памяти произведения
мастеров прошлых столетий, и в первую очередь двух гениальных
творцов XVIII века Джованни Баттиста Пиранези и Шарля-Луи
Клериссо. Историческая память, заключенная в работах мастера,
распространяется не только на область композиционных решений,
но и на техники рисования это перо, кисть, сепия, бистр,
чернила, то есть инструменты и материалы, хорошо знакомые
рисовальщикам XVIIXIX столетий, но ныне редко используемые.
Античность на протяжении столетий была в центре внимания
европейской цивилизации. Начиная со Средних веков Европа
пережила целый ряд «возрождений», например, при Карле Великом
или в период правления Оттонов. Апогеем этого процесса стал
Ренессанс XVXVI веков. Античность являлась богатейшим
наследием, сокровищницей знаний в разных областях культуры, и
оставалась таковою в течение столетий.
В творчестве Максима Атаянца античность играет ту же роль.
Его обращение к искусству древних, прежде всего архитектуре,
это интерес художника и исследователя к культуре, давно
ушедшей в прошлое, но все же сохранившейся в памятниках и не
утратившей актуальности. Для него искусство Античности мера,
идеал гармонии, источник мотивов, объект поклонения и в то же
время серьезного научного изучения.
Представленные в залах Музея, посвященных античному
искусству, произведения Атаянца актуализируют диалог между
древностью и современностью, между творением античного гения
и его отображением на бумаге, созданным в наши дни.
Демонстрируя зрителю преклонение автора перед античным
искусством, рисунки мастера сами с легкостью становятся
предметом восхищения, пленяя виртуозным исполнением,
совершенством техники и композиционных решений.
Куратор выставки: заведующая Отделом гравюры и рисунка ГМИИ
им./А.С./Пушкина Наталия Веденеева.
|