|
Он открыл для русского искусства жанр марины морского
пейзажа и превратил его в важнейшее явление в
изобразительном искусстве середины второй половины XIX
века.
Айвазовский прожил жизнь длиною почти в век. Свой творческий
путь он начал под влиянием немецкой идеалистической философии
в эпоху позднего романтизма и долго оставался верен этому
направлению, не обращая внимания на кардинальное изменение
эстетической доктрины в середине XIX столетия. К концу XIX
века Айвазовский вновь стал для многих актуален, сумев
предвосхитить поиски художников-символистов.
В круг общения Айвазовского входили выдающиеся деятели
русской культуры: К.П.Брюллов, М.И.Глинка, Н.В.Гоголь,
А.А.Иванов, позднее П.М.Третьяков, И.Н.Крамской, И.Е.Репин.
Армянский мальчик из провинциальной Феодосии впитал в себя
русскую культуру, став одним из ярких ее представителей.
В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120
выставках, свыше 60 из которых были персональными. Они
открывались как в России, так и во многих городах Европы и
Америки. Айвазовский стал почетным членом Амстердамской,
Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий
художеств. Императорская Академия художеств в
Санкт-Петербурге признала его академиком, а затем и
профессором живописи.
В 1844 году он был назначен художником Главного морского
штаба. Правительства России, Франции, Турции и ряда других
стран неоднократно награждали Айвазовского орденами своих
государств.
Однако громкая прижизненная слава, великое множество
полотен, созданных им благодаря титанической
работоспособности, сыграли с художником злую шутку. Публика
не переставала любить Айвазовского, но критика, пресытившись
его работами, отвернулась от художника как от
"устаревшего", не отвечающего запросам динамичного
ХХ века, поставив на его произведениях ярлык "салонные и
коммерческие". Как следствие отсутствие масштабных
выставок и фундаментальных исследований творчества живописца
на протяжении многих десятилетий.
Третьяковская галерея решила взглянуть на Айвазовского
по-новому и изменить отношение к его наследию, открыть
поклонникам в его произведениях новые смыслы, сбить снобизм в
отношении к нему у профессионального сообщества. Айвазовский
предстанет художником не только искренних чувств,
романтических эмоций, но и глубоких идей и символических
обобщений. Его узнают как собеседника по переписке с
католикосом Армении, визионера, предчувствовавшего катаклизмы
будущего века. Важно познакомить молодых зрителей, совсем не
знающих Айвазовского, с кумиром многих поколений,
заинтересовав метафизикой его работ, близкой современным
художникам.
Для решения этих задач Третьяковская галерея впервые проводит
в своих залах масштабную монографическую выставку мастера. Мы
не пытались собрать как можно больше работ Айвазовского, но
стремились представить его творчество самыми значительными и
наиболее качественными произведениями. Был проведен
тщательный отбор: из 6000 написанных Айвазовским картин (по
свидетельству самого художника) выбрано 120 живописных
полотен. В самой Третьяковской галерее хранится сравнительно
скромная коллекция Айвазовского, из которой на выставку
поступило 33 картины и 9 рисунков. Большинство работ мастера
сконцентрировано в Санкт-Петербурге: в Русском музее,
Центральном военно-морском музее, в загородных дворцах
(Петергоф, Павловск, Царское Село), остальные рассредоточены
в региональных музеях России, в других странах. Юбилей
Айвазовского стал поводом показать из этих коллекций все
лучшее в Москве.
Архитектура выставки, под стать морской тематике, решена
"галсами": зритель может следовать зигзагообразными
курсами от раздела к разделу, где представлены образцы
творчества Айвазовского-мариниста, баталиста, графика.
Экспозиция строится по темам и мотивам.
Раздел "Морские симфонии" представляет основные
состояния марин Айвазовского от штиля к урагану: море
спокойное, бушующее, при разном освещении.
Раздел "Художник Главного морского штаба" включает
исполненные по заказу императора и Морского ведомства виды
русских приморских городов и портов, изображения главных
морских сражений русского флота. В разделе "Между
Феодосией и Петербургом" представлены
"сухопутные" пейзажи Айвазовского.
Раздел "Весь мир ему был мал" объединяет картины
художника, созданные по мотивам его путешествий по Кавказу,
Италии, Турции и другим странам.
В разделе "Плененный тайной мироздания"
демонстрируются картины на библейские сюжеты. Главный акцент
в экспозиции сделан на наиболее значимых полотнах художника,
таких как "Радуга" (1873), "Черное море (На
Черном море начинает разыгрываться буря)" (1881, оба
ГТГ), "Девятый вал" (1850) и самое масштабное
произведение на выставке "Волна" (1889, оба ГРМ).
Впервые так цельно и полно демонстрируются рисунки
Айвазовского 55 листов.
К числу открытий выставки можно отнести представленную после
проведенной реставрации крупную картину "У берегов
Кавказа" (1885, ГТГ), никогда ранее не
экспонировавшуюся.
Для демонстрации интересов Айвазовского-коллекционера,
воссоздания атмосферы его мастерской привлечен дополнительный
материал экспонаты из корабельного фонда Центрального
военно-морского музея: подзорные трубы, штурвал, напольный
звездный глобус, макеты кораблей.
Документальный раздел выставки включает портреты родных
художника, фотографии, архивные материалы. Они иллюстрируют
биографию Айвазовского, характеризует его как уникальную
личность благотворителя, жертвователя, мецената, первого
почетного гражданина Феодосии, ключевой и системообразующей
фигуры для города и Крыма в целом.
Сюрприз проекта при входе на выставку зрителей встречает
видеоинсталляция современных художников группы "Синий
суп", которая создает "эффект присутствия" в
водах Черного моря.
Произведения Айвазовского привлекают зрителя
эмоциональностью, красотой живописи, виртуозностью и
утонченностью технического мастерства. В его искусстве
заложены темы, которые интерпретировали многие поколения
художников и зрителей: интерес к передаче бесконечного,
безграничного пространства, ощущения человека перед лицом
стихии. Мастер строит композицию работ так, что создается
особая магия: зритель смотрит на морской пейзаж глазами
художника как бы изнутри картины, чувствует себя погруженным
в изображение, испытывает эмоции участника действия, что
сродни современному 3D-эффекту.
Важнейшее качество полотен Айвазовского, которое подкупает
зрителя, состоит в том, что в них всегда считывается
оптимистический настрой и вера в положительный исход
трагических событий. Даже в картинах с изображением самых
грозных и разрушительных морских штормов художник лучом света
из туч, радугой, пролетающей птицей или другой деталью дает
гибнущим кораблям и людям надежду на спасение.
|