|
Он вошел в историю искусства как ключевая фигура
"сурового стиля" и остается современным мастером,
чутко реагирующим на запросы времени. Мощная живопись
Салахова порой приобретает качества монументальной росписи.
Главные темы его работ труд как творчество и творчество как
напряженный труд. Многие герои произведений художника люди
подчеркнуто мужественные, сильные духом, собранные и готовые
справиться со стоящими перед ними задачами. Чаще всего
персонажи не обращены к зрителю они внутренне сосредоточены,
изображены в момент предельной концентрации мысли. Образы
нефтяников, рыбаков соседствуют в галерее Салахова с
портретами знаменитых композиторов, артистов, писателей,
художников. Как и многие его современники, Салахов обращался
к национальным традициям. Его творчество пример взлета
азербайджанской художественной школы, вышедшей на
интернациональный уровень. Особенно отчетливо национальная
тематика проявляется в пейзажах автора.
Салахов приобрел известность еще в конце 1950-х благодаря
дипломной работе и уже более полувека остается одним из самых
узнаваемых и значимых отечественных живописцев. Выставка
Таира Салахова объединит тех, кого вдохновляют суровые и
одновременно романтические герои художника, кого привлекает
строгость, лаконичность и одновременно лирическое настроение
в работах мастера, кто узнает на его полотнах время
собственной молодости или юности своих родителей.
Произведения Салахова можно назвать по-настоящему стильными
каждое десятилетие он находил темы и художественные решения,
адекватные времени. На выставке представлены работы мастера
19502000-х годов. Принципиальное решение кураторов уйти от
сложившихся стереотипов, показать многогранность искусства
мастера и эволюцию его творчества. Еще молодым автором
Салахов обозначил в своих работах актуальные художественные
тенденции, его картины стали манифестом искусства
шестидесятников. Таковы "Утренний эшелон" (1958),
"Портрет композитора Кара Караева" (1960), "У
Каспия" (1966), "Айдан", "Женщины
Апшерона" (обе 1967). Среди философских и метафорических
произведений 19701980-х годов важное место занимают портреты
матери художника. Несколько работ этого цикла впервые собраны
вместе на выставке. Социальные и политические надломы конца
1980-х начала 1990-х привнесли в живопись Салахова тревожные
и трагические тона. В XXI век зрелый мастер вошел с
готовностью к переменам: его полотна приобретают небывалую
прежде насыщенность цвета, фактурную эффектность,
раскрепощенность и свободу.
Темы и манера живописи Салахова автопортрет самого мастера,
настоящего героя созданного им же "сурового стиля",
справляющегося и с работой художника, и с ответственной
административной и общественной деятельностью. Салахов стал
ключевой фигурой культурного пространства второй половины XX
века. В разное время художественное сообщество доверяло ему
значимые должности: секретаря правления Союза художников
СССР, заведующего кафедрой живописи и композиции в МГХИ им.
Сурикова, вице-президента Российской академии художеств. Эти
позиции дали ему возможность решать многие важные
общественные проблемы, в том числе создать молодежное
объединение при Союзе художников СССР. Благодаря Салахову в
Москве состоялись персональные выставки крупнейших звезд
западного искусства, работы которых никогда ранее не
выставлялись у нас в стране, Роберта Раушенберга, Джеймса
Розенквиста, Гюнтера Юккера, Фрэнсиса Бэкона, Жана Тэнгли,
Джорджо Моранди, Янниса Кунеллиса, Гилберта и Джорджа, а
также успешные выставки "12 европейских художников"
и "40 художников Нью-Йорка".
|