В этом году отмечается 80-летний юбилей Пакта Рериха первого
в международной практике договора о защите культурных
ценностей. Его подписанию предшествовала большая
подготовительная работа, в том числе проведение международных
конференций, посвященных разработке основных положений и
принципов будущего документа. В 1932 году к одной из них
Николай Рерих написал триптих, центральную часть которого
заняла его программная картина «Мадонна Орифламма».
Название произведения отсылает к средневековой Франции.
Орифламмой (от лат. aurea flamma; aurum золото, flamma пламя)
называли флаг короля, поднимаемый в критический момент боя.
Держит Знамя Мира и Мадонна, изображенная на картине Рериха.
Три амарантовые (красно-фиолетовые) сферы в круге на белом
полотнище знаменитый символ Пакта Рериха. «Одни говорят, что
это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом
вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание
и искусство в кольце культуры», пишет Рерих.
«Владычица Червонно-Пламенная», как называл ее сам художник,
предстает в обрамлении образов великих христианских
подвижников Франциска Ассизского и Сергия Радонежского.
Выбор именно этих святых не случаен в их жизни воплотились
идеалы христианской добродетели, направленные на сохранение
мира и согласия.
«Все мечтают о мире, полагал Николай Рерих, о крепком мире,
но он не придет через международную полицию, не утвердится
запретами и угрозами. Мир может заложиться в сердце
человеческом, но оно может преисполниться доверием лишь через
культуру. Мир через культуру наш постоянный девиз».
Две картины («Мадонна Орифламма» и «Святой Франциск»)
привезены из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, третью
(«Святой Сергий») предоставляет Государственная Третьяковская
галерея.
Куратор выставки: Тигран Мкртычев
|