Казимир Северинович Малевич (1878-1935) один из самых
узнаваемых и изучаемых художников XX века. Его знаменитое
полотно "Черный супрематический квадрат" впервые
было продемонстрировано публике на легендарной Последней
футуристической выставке картин "0, 10", которая
открылась 19 декабря 1915 года. К юбилею ключевого для XX
столетия произведения и выставки "0, 10"
Третьяковская галерея показывает редко экспонируемые
графические работы Малевича и художников его круга.
Настоящая выставка центральное событие юбилейного года в ряду
таких, как прошедший спецпроект "Ночь в квадрате"
(в рамках акции "Ночь в музее"), запуск мобильного
приложения "Прогулка по Москве Казимира Малевича",
цикл лекций "Казимир Малевич: три возраста
художника" и предстоящя презентация издания из серии
"История одного шедевра", посвященного
"Черному квадрату".
В самой архитектуре залов посетитель встретится с
пространственной реконструкцией супрематических форм.
Структура выставки подчинена внутренней логике феномена
"Малевич и художники его круга": графика Малевича и
произведения остальных художников, представленные в двух
разделах: "Супремус" и "Уновис".
В супрематических работах Малевич декларировал оппозицию
предметности, основанную на приоритете чистой геометрической
формы. Пластический принцип заключался в комбинировании
локально окрашенных геометрических плоскостей, парящих в
бесконечности белого пространства. Едва ли не бyльшая часть
творческого наследия Малевича, хранящегося во многих музеях
мира и в частных собраниях, приходится на графику:
иллюстрации к кубофутуристическим книгам, эскизы костюмов и
декораций к театральной постановке "Победа над
солнцем", литографии и рисунки к ним. Но самую
значительную долю составляют наброски и эскизы осуществленных
и неосуществленных композиций или отдельных их деталей. Они
стали бесценными документальными свидетельствами живого
процесса рождения и кристаллизации художественного замысла.
Стремясь зафиксировать свое положение лидера беспредметности,
в 1916-1917 годах Малевич организовал художественное общество
"Супремус". В него вошли Н.Удальцова, О.Розанова,
И.Клюн, В.Пестель, Л.Попова, А.Крученых и другие художники, в
той или иной мере следовавшие или сочувствовавшие
супрематизму. Для некоторых из них супрематизм оказался
скорее импульсом к поискам индивидуального пути в
беспредметности, нежели прямым руководством к действию.
Наиболее последовательной супрематисткой являлась Розанова,
что отмечал и сам Малевич. Удальцова и Экстер, комбинируя
геометрические плоскости, в своей трактовке пространства
оказывались по сути ближе к кубизму, нежели к супрематизму.
Клюн и Пуни нередко применяли для супрематических композиций
цветные фоны, что противоречило одному из основополагающих
принципов супрематизма идее "белой бесконечности"
пространства.
Попова, отказавшись от идеи парящих форм, уплотняла
конструкции, "сбивала" их в монолиты,
сосредоточившись на создании "живописной
архитектоники". Примечательно, что для эскиза эмблемы
общества "Супремус" Попова избрала формой не черный
квадрат, а черный неправильный четырехугольник с динамичными
резкими очертаниями, характерный скорее для ее собственных
композиций. Тем самым она невольно, а может быть, и
сознательно обозначила границу между истинным супрематизмом и
его интерпретацией не слишком ревностными последователями.
Планы деятельности общества, в которые входило издание
журнала, обсуждались вплоть до весны 1917 года, однако так и
не были реализованы.
Возможность основать "партию супрематизма",
сформировать круг преданных учеников Малевич обрел в 1919
году, став преподавателем Витебской народной художественной
школы и основав группу "Уновис". Несмотря на
разность творческих судеб, уровня художественной одаренности,
степени подверженности власти малевичевской харизмы, члены
Уновиса образовывали достаточно цельное и яркое сообщество.
В качестве важнейшей миссии Уновиса осознавалось создание
супрематического утилитарного мира, перенос художественной
системы супрематизма из области чистого искусства в
оформление среды. Народная художественная школа получала от
витебских властей задания декорировать фабричные и заводские
предприятия, мастерские, склады, магазины и Городской театр
для торжественного заседания делегатов и рабочих Комитета по
борьбе с безработицей. Уновисом было выполнено праздничное
оформление города к 1 мая 1920 года.
В мае 1922-го состоялся первый выпуск студентов института; в
числе выпускников были И.Чашник, Л.Хидекель, Н.Суетин,
Л.Юдин. Художественно-практическому институту приходилось все
время отбивать атаки противников левого искусства, обвинявших
Малевича в односторонности его преподавательской системы и
пытавшихся внедрить в училище традиционное академическое
направление. Летом 1922 года Малевич с частью учеников
(И.Чашник, Н.Суетин, Л.Хидекель, Х.Каган, Е.Магарил, Е.Рояк,
Г.Носков) уехал в Петроград, где он возглавил МХК (Музей
художественной культуры), а затем Гинхук (Государственный
институт художественной культуры). Совместная работа бывших
уновисцев продолжилась в Гинхуке, открыв новую страницу
педагогической и творческой деятельности Малевича.
Графические произведения часто становятся предметом интереса
профессиональных исследователей, но остаются почти неизвестны
широкой публике. Рисунки и печатная графика Малевича и его
учеников репродуцируются значительно реже, чем живописные
произведения супрематизма, но и опубликованные они часто
оказываются представленными вне контекста взаимного влияния.
Настоящая выставка и монография, подготовленная Т.В.
Горячевой, восполнят этот пробел.
|