Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Под знаком Малевича. Графика из собрания Государственной Третьяковской галереи

Настоящая выставка — центральное событие юбилейного года в ряду таких, как прошедший спецпроект "Ночь в квадрате" (в рамках акции "Ночь в музее"), запуск мобильного приложения "Прогулка по Москве Казимира Малевича", цикл лекций "Казимир Малевич: три возраста художника" и презентация издания из серии "История одного шедевра", посвященного "Черному квадрату".

Казимир Северинович Малевич (1878-1935) один из самых узнаваемых и изучаемых художников XX века. Его знаменитое полотно "Черный супрематический квадрат" впервые было продемонстрировано публике на легендарной Последней футуристической выставке картин "0, 10", которая открылась 19 декабря 1915 года. К юбилею ключевого для XX столетия произведения и выставки "0, 10" Третьяковская галерея показывает редко экспонируемые графические работы Малевича и художников его круга.

Настоящая выставка центральное событие юбилейного года в ряду таких, как прошедший спецпроект "Ночь в квадрате" (в рамках акции "Ночь в музее"), запуск мобильного приложения "Прогулка по Москве Казимира Малевича", цикл лекций "Казимир Малевич: три возраста художника" и предстоящя презентация издания из серии "История одного шедевра", посвященного "Черному квадрату".

В самой архитектуре залов посетитель встретится с пространственной реконструкцией супрематических форм. Структура выставки подчинена внутренней логике феномена "Малевич и художники его круга": графика Малевича и произведения остальных художников, представленные в двух разделах: "Супремус" и "Уновис".

В супрематических работах Малевич декларировал оппозицию предметности, основанную на приоритете чистой геометрической формы. Пластический принцип заключался в комбинировании локально окрашенных геометрических плоскостей, парящих в бесконечности белого пространства. Едва ли не бyльшая часть творческого наследия Малевича, хранящегося во многих музеях мира и в частных собраниях, приходится на графику: иллюстрации к кубофутуристическим книгам, эскизы костюмов и декораций к театральной постановке "Победа над солнцем", литографии и рисунки к ним. Но самую значительную долю составляют наброски и эскизы осуществленных и неосуществленных композиций или отдельных их деталей. Они стали бесценными документальными свидетельствами живого процесса рождения и кристаллизации художественного замысла.

Стремясь зафиксировать свое положение лидера беспредметности, в 1916-1917 годах Малевич организовал художественное общество "Супремус". В него вошли Н.Удальцова, О.Розанова, И.Клюн, В.Пестель, Л.Попова, А.Крученых и другие художники, в той или иной мере следовавшие или сочувствовавшие супрематизму. Для некоторых из них супрематизм оказался скорее импульсом к поискам индивидуального пути в беспредметности, нежели прямым руководством к действию.

Наиболее последовательной супрематисткой являлась Розанова, что отмечал и сам Малевич. Удальцова и Экстер, комбинируя геометрические плоскости, в своей трактовке пространства оказывались по сути ближе к кубизму, нежели к супрематизму. Клюн и Пуни нередко применяли для супрематических композиций цветные фоны, что противоречило одному из основополагающих принципов супрематизма идее "белой бесконечности" пространства.

Попова, отказавшись от идеи парящих форм, уплотняла конструкции, "сбивала" их в монолиты, сосредоточившись на создании "живописной архитектоники". Примечательно, что для эскиза эмблемы общества "Супремус" Попова избрала формой не черный квадрат, а черный неправильный четырехугольник с динамичными резкими очертаниями, характерный скорее для ее собственных композиций. Тем самым она невольно, а может быть, и сознательно обозначила границу между истинным супрематизмом и его интерпретацией не слишком ревностными последователями. Планы деятельности общества, в которые входило издание журнала, обсуждались вплоть до весны 1917 года, однако так и не были реализованы.

Возможность основать "партию супрематизма", сформировать круг преданных учеников Малевич обрел в 1919 году, став преподавателем Витебской народной художественной школы и основав группу "Уновис". Несмотря на разность творческих судеб, уровня художественной одаренности, степени подверженности власти малевичевской харизмы, члены Уновиса образовывали достаточно цельное и яркое сообщество.

В качестве важнейшей миссии Уновиса осознавалось создание супрематического утилитарного мира, перенос художественной системы супрематизма из области чистого искусства в оформление среды. Народная художественная школа получала от витебских властей задания декорировать фабричные и заводские предприятия, мастерские, склады, магазины и Городской театр для торжественного заседания делегатов и рабочих Комитета по борьбе с безработицей. Уновисом было выполнено праздничное оформление города к 1 мая 1920 года.

В мае 1922-го состоялся первый выпуск студентов института; в числе выпускников были И.Чашник, Л.Хидекель, Н.Суетин, Л.Юдин. Художественно-практическому институту приходилось все время отбивать атаки противников левого искусства, обвинявших Малевича в односторонности его преподавательской системы и пытавшихся внедрить в училище традиционное академическое направление. Летом 1922 года Малевич с частью учеников (И.Чашник, Н.Суетин, Л.Хидекель, Х.Каган, Е.Магарил, Е.Рояк, Г.Носков) уехал в Петроград, где он возглавил МХК (Музей художественной культуры), а затем Гинхук (Государственный институт художественной культуры). Совместная работа бывших уновисцев продолжилась в Гинхуке, открыв новую страницу педагогической и творческой деятельности Малевича.

Графические произведения часто становятся предметом интереса профессиональных исследователей, но остаются почти неизвестны широкой публике. Рисунки и печатная графика Малевича и его учеников репродуцируются значительно реже, чем живописные произведения супрематизма, но и опубликованные они часто оказываются представленными вне контекста взаимного влияния. Настоящая выставка и монография, подготовленная Т.В. Горячевой, восполнят этот пробел.
 


«Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»
«НИИ Архив. Ремонтаж»
«Баланс стихий внутри тебя: путь от хаоса к гармонии»
Некрополь World Russia
Cosmoscow 2024
"Государство против революции. 1923-1938"
VK Fest 2024
«Москва глазами Булгакова-журналиста»