Сергей Тимофеевич Конёнков (1874-1971) - легендарная фигура в
истории русской скульптуры XX века. Уже при жизни его
называли "русским Роденом", а его работы сравнивали
с античной пластикой и Пергамом, "воскресшим в нашем
искусстве".
Коленопреклоненная. 1907 Задача выставки - показать, как из
сплава увлечений культурами прошлого рождался
остросовременный пластический язык, адекватно воплотивший
смену настроений в искусстве конца XIX - первой четверти XX
века.
Экспозиция охватывает ранний, самый плодотворный период
творчества Конёнкова: с 1897-го, после окончания обучения и
образовательной поездки в Европу, до 1919 года, когда
создавались работы в рамках реализации плана
"монументальной пропаганды".
Бyльшая и лучшая часть наследия скульптора этого времени ныне
сосредоточена в Третьяковской галерее.
Для раннего периода творчества Конёнкова характерно внимание
к классической античности, древнегреческой архаике и
древнеславянским языческим образам.
Стрибог. 1910 Так, черты классической скульптуры проявились в
произведениях, демонстрирующих высочайший уровень работы с
мрамором, одним из самых ценных скульптурных материалов:
голова "Нике" (1906), женский торс (1913).
Греческая архаика стала источником творческого импульса для
создания горельефа "Пиршество" (1910, дерево) -
редкого образца декоративного искусства в творчестве
Конёнкова.
Обращение к народным, фольклорным, гротескно сказочным
славянским образам безошибочно читается в
"Старичке-полевичке" и "Стрибоге" (оба -
1910), которые демонстрируют виртуозную технику работы с
деревом.
Благодаря сменным экспозициям и выставкам из фондов,
Третьяковская галерея дает возможность зрителям расширить
свое представление о ключевых этапах истории русского
искусства.
Выставка открыта с 10 июня 2015 по 17 января 2016 года.
|