Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку
классика советской репортажной фотографии Эммануила
Евзерихина. «Последняя смена» это проект о последних днях
страны на пороге войны, о которой никто не подозревает. Это
проект о хрупкости мира, и о том, как сложно и важно его
сохранить. Это проект о последнем поколении детей, живших до
большой войны, которая впоследствии наложит отпечаток не
только на поколение, пережившее ее, но и на всю нацию. В
выставке собраны несколько серий Евзерихина конца тридцатых
годов последнего безмятежного предвоенного периода, когда,
невзирая на репрессии, советские люди были охвачены
«коллективистской» эйфорией, полны веры в будущее, в новую
жизнь. Репортаж о подрастающем советском поколении как нельзя
лучше отражает атмосферу тех лет.
Евзерихин принадлежал к поколению профессиональных
фотографов, которое сформировалось в 1930-е годы сложнейший
для этого вида искусства период. Это было время создания
новой советской эстетики. От фотографов требовался
«решительный переход от расплывчатого бесхребетного
фотолюбительства к боевому, ударному фотокорству». Сам
Евзерихин писал: «Я старался зорко всматриваться в
окружающее, искать наиболее характерные штрихи, детали
современной жизни». Несмотря на то, что Евзерихин считается
передовиком новой советской фотографии, в его работах
встречаются приемы старой школы, «буржуазной фотографии», с
ее спокойной выстроенной композицией. Но еще большее влияние
на него оказала так называемая левая фотография, эксперименты
с нестандартными точками зрения и резкими ракурсами. Его
работы это не выверенные статичные зарисовки, а выхваченный
момент из непрерывно движущейся жизни. Кажется, что
реальность, с которой имеет дело Евзерихин, не поддается
четкому кадрированию, длится за рамками его снимков.
После начала работы в «Фотохронике ТАСС», Евзерихин был
аккредитован в Кремле, где снимал первых лиц государства,
съезды и конгрессы. Но диапазон его творчества не
ограничивался политической хроникой. В поле его зрения
попадали будни советской действительности, в том числе
пионерские лагеря, образцовые школы и физкультурные парады. В
выставку «Последняя смена» вошли работы из серий «Первые
кадры, сделанные Лейкой», «Дети», «Лесная школа»,
«Образцовая школа имени Урицкого», «Школа на Динамо».
Центр фотографии имени братьев Люмьер уже много лет работает
с творческим наследием Эммануила Евзерихина, и это его вторая
выставка в рамках серии «Антология русской фотографии ХХ
века», приуроченная к 70-летию окончания Второй мировой
войны.
|