|
Творческий путь Михаила Никонова путь бунтаря против
ограничений художника извне, против навязанных условий в
искусстве, против серого, мелкого и фальшивого. Михаил
Никонов был основателем «Группы девяти», в которую входили
такие известные художники-«шестидесятники», как Н.Андронов,
Б.Биргер, Л.Берлин, В.Вейсберг, Н.Егоршина, М.Иванов,
К.Мордовин, М.Никонов, М.Фаворская.
На первой же московской выставке 1960 года группы молодые
художники сразу громко заявили о себе. Яркая, смелая
живопись, полностью отошедшая от классических канонов и
шаблонов «соцреализма», вызвала огромный общественный
резонанс, это было абсолютно новое слово в искусстве. После
двух групповых выставок «девятки», молодой художник одним из
первых принял решение выйти из состава группы, мотивируя своё
решение расхождением во взглядах с некоторыми из участников
этих бурных выставок. Обретя полную творческую
самостоятельность, Михаил находит свой, неповторимый стиль,
новые краски и образы. Он работает в экспрессивной, жёсткой
манере, следуя своему аскетичному продуманному методу. Его
образы захватывают природной естественностью, а традиции
русского авангарда сплетаются с собственными находками.
Сюжетно-тематические картины занимают особое место в
творчестве художника, в них находит выражение его гражданская
позиция. Во все времена Михаил Никонов всегда оставался
стойким «шестидесятником», склонным к открытой полемической
декларативности. Когда СССР распался, Михаил не смог пройти
мимо острых, жёстких социальных проблем - на его холстах
появились образы обездоленных, нищих, странников. На многих
картинах можно увидеть притоны, где играют в карты, пьют и
веселятся «нувориши», всё продается и покупается.
Художник подчёркнуто социален даже в натюрмортах. Как
правило, это всё экспрессивно и жёстко написанные работы, в
которых «суровость» проявляется не только в выборе
персонажей, но и в самих тёмных глухих красках, резкости их
нанесения на холст. Подобная черта свойственна многим
художникам, начинавшим свой путь во второй половине 50-х
годов. Через всё творчество Никонова проходит тема странника.
Начиная с 1964 года, художник настойчиво возвращается к этому
образу. Странник - это во многом автопортрет самого
художника, который умом и художественной интуицией проницает
то, что открывается ему одному, он верен самому искусству и
выражает на холсте парадоксы жизни.
Большие холсты Никонова позволяют проследить и иные связи,
выходящие за пределы отечественного искусства - вспоминаются,
в частности, фрески Диего Риверы и Альфаро Сикейроса.
В последнее десятилетие жизни и творчества М.Никонов
несколько отходит от жесткого восприятия мира и создаёт целую
серию светлых женских портретов. На многих из этих полотен
угадывается сходство с любимой, рано ушедшей женой, образ
которой художник воссоздавал на протяжении всей жизни.
Подробнее: http://www.a3gallery.ru/
|