|
В январе 2014 года МВО «Манеж» начинает новую серию
выставочных проектов. Эта выставка окрылась собранием работ
Анатолия Зверева, которое даст название и всей серии.
Планируется, что этот цикл МВО «Манеж» будет состоять из
проектов, знакомящих зрителей с новыми музеями.
Выставочный проект является важным шагом к открытию в Москве
уникального Музея Анатолия Зверева (Музей АЗ) одного из
недооцененных мастеров отечественного искусства ХХ века.
Экспозиция представляет открытия и находки, связанные с
творчеством художника и его будущим музеем: от концепции
«Музея АЗ» (проектирование и строительство которого
продолжается) до только что обретенных произведений, которые
неизвестны даже специалистам.
Значение и ценность наследия Анатолия Зверева раскрывает
мультимедийная инсталляция, которая объединяет все манежное
пространство. Она призвана погрузить в мир художника,
провести его через многообразие жанров и форм его творчества.
Основу выставки составляет произведения из собрания великого
коллекционера Георгия Костаки, которые передала в дар музею
Алики, дочь Георгия Дионисовича. В Новом Манеже
представлены 300 работ 1957-1960 годов, одного из самых
плодотворных периодов в творчестве художника.
Отдельный зал посвящен результатам издательской работы «Музея
АЗ». Речь идет об уникальных книгах и альбомах с ранее
неизвестными произведениями художника. Специально к выставке
готовятся уникальный альбом-исследование «Анатолий Зверев.
100 автопортретов» и каталог.
Время АЗ пришло!
О создании музея легендарного и необыкновенно любимого
народом русского художника-авангардиста Анатолия Зверева
мечтали давно. Видимо, только второе десятилетие 21 века
стало тем временем, когда мечте суждено осуществиться и не
каким-нибудь волшебным образом, а усилиями и любовью трех
выдающихся и прекрасных женщин: Наталии Опалевой, Полины
Лобачевской и Алики Костаки. Музей АЗ - Анатолия Зверева -
уже реальность и свидетельством тому - грандиозная выставка,
проходящая сейчас в зале Новый Манеж (Георгиевский пер.,
3/3), называется она - «Анатолий Зверев. На пороге нового
музея» и демонстрирует около 300 работ 1955-1960 из коллекции
Георгия Костаки, переданных в дар новому музею дочерью
великого коллекционера и открывателя талантов Аликой Костаки.
Лучшие произведения художника и создавались и хранились в
доме Георгия Дионисовича Костаки, там он изучал и впитывал
энергию русских икон и шедевров авангарда, так любимого
хозяином дома, там формировался уникальный, самобытный,
казалось, стихийный, интуитивный стиль Зверева,
«эмоциональный экспрессионизм», там же в один день были
написаны 57 портретов 18-летней красавицы Алики. Алика
Георгиевна вспоминает: «Толя был для отца номер один. Это был
его Ван Гог... У меня всегда было чувство вины, что мы словно
бы сокрыли невероятно интересного Зверева. Сами того не
желая, прятали его, позволяя распространяться подделкам и
проходным работам».
Наталия Опалева, меценат и коллекционер, а теперь ещё и
генеральный директор Музея АЗ, своего первого Зверева купила
в 2003 году на выставке Арт-Москва. Изображенная на портрете
юная женщина оказалась известным искусствоведом, куратором
многих художественных проектов и галеристом Полиной
Лобачевской, ныне арт-директором музея АЗ.
В 2012 году в этих же залах Нового Манежа прошла выставка
«Зверев в огне», организованная Опалевой и Лобачевской. Я
прекрасно помню ошеломляющее впечатление от впервые увиденных
в таком количестве гениальных работ Зверева. Эмоциональное
потрясение усиливали и необыкновенная развеска, и
мультимедийные инсталляции, и история чудом сохранившихся во
время пожара обгоревших по краям листов. Траурное обрамление
каждой работы - след огня - подчеркивало вневременное,
божественное и вечное в искусстве художника, поцелованного
Всевышним! Все произведения из коллекции Георгия Костаки
предоставила младшая дочь Наталья. Несомненно, подобные
чувства тогда испытали многие - на каждой странице книги
отзывов были просьбы о создании в Москве музея художника.
В 2013 году Музей АЗ был зарегистрирован, у него уже есть
дом - особняк на 2-ой Тверской Ямской, и пока там идет
ремонт, героические руководительницы нового музея Н.Опалева,
П.Лобачевская и созданный ими коллектив уже ведут серьезную
научную, изыскательскую, исследовательскую и издательскую
работу.
Плодами этой деятельности стала не только талантливо
сделанная экспозиция - нужно идти и провести там как можно
больше времени в окружении гениальных работ Зверева:
портретов, изображений животных, натюрмортов, изысканных
супрематических листов. Почитать его мудрейшие стихи и
философские высказывания, но и посмотреть в кинозале новые
фильмы о Звереве, а в зале библиотеки полюбоваться и
обязательно купить книги о художнике и произведения классиков
с его иллюстрациями. Книги изданы так, что взяв в руки
любую, уже невозможно с ней расстаться. Это три повести
Гоголя - «Гоголиада», пять сказок Андерсена, Луций Апулей
«Метаморфозы или Золотой осел», «100 автопортретов» и
«Любовь». Идите и не повторяйте моей ошибки 2012 года, не
тяните с покупками, пусть даже покажется дороговато: тогда, в
первый день посещения я не купила замечательный каталог
«Зверев в огне», а когда пришла чуть позднее, его не было и в
помине... Сокрушаюсь по сию пору!
Как человек театральный, надеюсь, что творчество и колоритная
фигура художника-гения-вечного-ребенка-постоянно-влюбленного
вдохновит не одного драматурга-режиссера-актера на создание
живого образа Анатолия Зверева на сцене, экране, в
литературе. Талант пробуждает талант.
Ирина Молчанова
|