В заседании приняли участие член Правления РСПП, председатель
Комитета по интеллектуальной собственности Андрей Кричевский,
председатель правления АПКиТ Сергей Сельянов, вице-президент
по инновациям компании Star Media Никита Трынкин,
исполнительный директор Ассоциации анимационного кино России
Ирина Мастусова, руководитель направления регуляторными
рисками РАЭК Сергей Кучушев и многие другие. «Индустрия
аудиовизуального контента развивается очень динамично за счет
цифровых технологий, изменения потребительских предпочтений,
пандемия тоже сыграла большую роль. Сегодня по структуре
российская индустрия аудиовизуального контента близка к той,
что существует в мире. Необходимо гармоничное взаимодействие
всех участников, это важно особенно на фоне происходящих
изменений: в 2020 году цифровые сервисы обеспечили порядка
76% потребления контента, произошел рост онлайн-площадок на
30%, выручка легальных сервисов выросла на 50%», - отметил в
начале встречи Андрей Кричевский.
О методах регулирования взаимоотношений производителей и
стримеров на базе европейского опыта в эпоху глобальной
цифровой трансформации рассказал Никита Трынкин. Он отметил,
что среди текущих тенденций на рынке аудиовизуального
контента: монополизация рынка за счет объединения ключевых
игроков, приход на рынок аудиовизуального контента
технологических и финансовых гигантов (как локальных, так и
международных) и полное отчуждение прав в пользу стриминговых
платформ.
«Мы хотели проанализировать европейский опыт работы на рынке
онлайн-сервисов и в сфере производства контента для них, так
как нынешняя российская ситуация совсем скоро придет к таким
же параметрам, - сказал Никита Трынкин. Текущие тенденции
негативные по нескольким причинам: они приводят к
существенному снижению инициатив и мотивации
кинопроизводителей, что влияет на качество контента, и
сокращению количества независимых продюсерских компаний, что
вредит конкуренции».
Среди мер работы со стриминговыми сервисами, которые
используют европейские коллеги: независимые продюсерские
компании при заключении соглашения с онлайн-платформой должны
закреплять право на производство ремейков, приквелов,
сиквелов и следующих сезонов, право на долю будущих доходов,
им должны быть гарантированы национальные субсидии или
налоговые льготы.
«Есть несколько вариантов отраслевого регулирования, как
рынок аудиовизуального контента может прийти к оптимальному
состоянию: законодательный и индустриальный. Второй
происходит без вмешательства государства, но на практике он
вряд ли применим, так как позиции сторон неравны и мотивация
отсутствует. Чисто законодательный подход тоже неэффективен
из-за отсутствия глубокой индустриальной экспертизы у
законодателя, поэтому мы выступаем за комбинированный
вариант, когда на уровне законодательства будут определены
основные «правила игры»», - заключил представитель компании
Star Media.
Важный вопрос для обсуждения на мероприятии взаимодействие
между авторами, создателями и распространителями контента. О
механизме прозрачного взаимоотношения продюсеров и цифровых
сервисов рассказал Сергей Сельянов, он напомнил, что уже
существует согласованный со всеми участниками рынка
законопроект.
«Весь 2019 год был проведен в дискуссиях с Минкультом и
Минсвязи, всеми игроками рынка, итогом стал компромиссный
законопроект, который, как это обычно бывает, стал
притормаживать на последнем этапе, рассказал Сергей Сельянов.
Прозрачность один из драйверов развития цифровой дистрибуции,
и дело не только и не сколько в недобросовестности кого-то из
участников процесса, сколько в аналитике. Если продюсеры
видят отличные результаты проектов на онлайн-платформах, то
будут работать с учетом данного успешного опыта. Это хорошо
сработало с тем же ЕАИС в кинотеатральном прокате, когда
компетенции продюсеров резко повысились и они стали
предлагать гораздо более таргетированный продукт».
Главной проблемой цифрового рынка является критическая
недооценка креативности и цены контента, а платформы и каналы
считают, что права принадлежат только им. «Это абсолютно
деструктивная позиция, потому как переводить
продюсеров-авторов идеи в ранг исполнительных продюсеров
недальновидно. Формулировка, что та или иная платформа
«заказала» проект, в случае только финансирования, абсолютно
некорректна», - добавил Сельянов.
На встрече обсудили не только вопросы прав и взаимодействия
между участниками рынка аудиовизуального контента, но и
вопросы налогообложения, доступности кредитных ресурсов,
проблему пиратства, а также справедливые выплаты авторам.
Тему того, что доходы распространителей контента
непропорционально высоки по отношению к авторам, создателям
контента поднял Андрей Кричевский: «В разных странах выплаты
создателям достигают 2,5% от валовой прибыли, в России этот
показатель 2%».
Ирина Мастусова рассказала, как в анимационной сфере обстоят
дела с налоговыми льготами и подняла вопрос непрозрачности
данных: «В анимации пока не так много компаний, который
размещают свой контент на платформах. Пока не решен вопрос с
прозрачностью - очень сложно собирать все цифры, как со
стороны платформ, так и со стороны продакшена. Главный вопрос
состоит в том возможно ли вообще разработать механизм,
который будет выдавать объективные цифры о количестве
просмотров на платформе».
Главной целью прошедшего планового заседания Комитета
являлось выявление точек конфликтов и механизмов достижения
баланса интересов для роста аудиовизуального сектора как
значимого сегмента креативной экономики. Комитет сейчас
работает над формированием позиции для принятия дальнейших
решений и основных предложений для обсуждения в Минкульте и
других ведомствах.
|