Еще пятого марта об отмене объявили Лондонская книжная
ярмарка, Женевский автосалон, спортивные мероприятия, модные
показы, концерты даже военные учения. Что-то перенесли в
онлайн, в частности шоу Giorgio Armani и конференцию Adobe
Summit Microsoft. Что-то на осень, в том числе фестиваль
Coachella в Калифорнии (на октябрь), Парижский марафон (на
октябрь), полуфиналы Кубка Италии по футболу (на
неопределенный срок).
Что касается киноиндустрии, то уже в начале марта появились
новости об отмене South by Southwest в Остине (Техас),
CinemaCon в Лас-Вегасе. Из расписания Канн исчезли крупнейший
международный рынок аудиовизуального контента MIPTV, также не
состоятся MIPDoc и MIPFormats. Премьеру новой части
«бондианы» перенесли на ноябрь, фестиваль сериалов
Canneseries на октябрь. С десятого марта события начали
вылетать из привычного графика активнее. Отменили, в том
числе и фестиваль Трайбека в Нью-Йорке, а студии принялись
переносить и отменять большие релизы («Новые мутанты»,
«Мулан», «Оленьи рога», «Форсаж 9»&). Что-то переносилось
просто по факту, что-то обросло идеологическими мотивациями,
как, к примеру, продолжение истории про необычный апокалипсис
«Тихое место 2» его автор Джон Красински написал на своей
странице в соцсети, что «из-за того, что происходит сегодня
вокруг нас, сейчас просто не время для такого фильма».
Прерывается производство. Например, Universal приостановила
работу над «Миром Юрского периода: Власть», Sony над
«Человеком из Торонто», а Warner Bros. над «Бэтменом».
Warner Bros. также прервало съемки в Ванкувере очередного
сезона «Ривердейла». Оказалось, кто-то из постоянных
сотрудников (не уточняется, актер или кто-то по другую
сторону камеры) контактировал с человеком, чей тест на вирус
оказался положительным. Еще раньше Disney Television Studios
остановила чикагские съемки si-fi сериала neXt у одного из
сотрудников тест оказался положительным. Команда CBS
превентивно не полетела на Фиджи работать над новым сезоном
«Последнего героя». К пятнице 13 марта Netflix закрыл
производство своих фильмов и сериалов на территории
Соединенных Штатов и Канады, в том числе четвертого сезона
«Странных вещей». О приостановке колоссального числа проектов
объявили также Warner Bros. Television Group, Disney TV
Studios, Apple.
С Каннами ситуация совсем уж драматичная. Главный мировой
кинофестиваль оказался институцией, которая в связи с
коронавирусом держится особенно упрямо. В третьей декаде
февраля, когда еще шел Берлинале, появились новости с
Лазурного берега. Чтобы предотвратить появление вируса на
своей территории, регион заказал детекторы, которыми
необходимо оборудовать входы во дворец фестиваля и аэропорт в
Ницце, и обещал оснастить местную полицию градусниками. Было
заказано стратегическое количество масок, чтобы в случае чего
раздать их нуждающимся. Мэр Канн написал письмо в
региональный департамент здравоохранения с просьбой
перечислить меры, которые должны быть приняты в случае
эпидемии, а также потребовал оборудовать городскую больницу
всей необходимой техникой, чтобы та опять же в случае чего
была готова.
В первой декаде марта французское правительство запретило
собрания в закрытых помещениях числом более пяти тысяч
участников до 31 мая. Правда, формально Канны не подпадали
под этот запрет, так как самый большой зал фестивального
дворца, Дебюсси, вмещает около 2 300 человек. Потом власти
запретили собираться больше тысячи человек, но лишь до 15
апреля.
Каннское руководство заявило, что продолжает подготовку и
планирование на 16 апреля пресс-конференции по своей
программе. «Фильмы поступают в обычном режиме, мы работаем
над отбором», процитировал Screen представителя фестиваля.
В те же дни появилось и интервью директора Канн Тьерри Фремо
Le Monde он говорил, что подготовка продолжается, до мая
есть время и вообще ни одно из майских событий в стране не
отменено, но да, фестивалю придется адаптироваться к новым
условиям, в том числе и к тому, что аудитория в этом году
будет меньше.
12 марта президент Макрон выступил с обращением к нации,
сообщив следующее: внутри страны будут приняты точечные меры,
частный сектор получит помощь от государства, закрывать
границы не будут, спасибо врачам, которые затормозили ход
эпидемии на территории страны, но с 16 марта во Франции будут
закрыты все образовательные учреждения. Также были запрещены
собрания более 100 человек. Но на неопределенный срок. Может
быть Канны надеются, что до 16 апреля все снова заработает.
Ранее появлялась информация, что французские власти составят
некий список необходимых нации мероприятий. Не исключено,
Канны могли бы войти в этот список, учитывая, что
кинофестиваль ежегодно вкачивает в экономику региона около
200 млн долларов.
Между тем параллельный каннский бизнес блюдет свои интересы.
Знаменитые гостиничные сети ждать решения Канн до последнего
не хотят. The Hollywood Reporter сообщил, что некоторым
американским компаниям пришли письма от отелей, где те
зарезервировали места своим делегациям (от Majestic и
Carlton, например). Отели просят половину оплаты сейчас, либо
предлагают отменить брони. Надо полагать, риск потерять
деньги либо оказаться не в привычных номерах с видом на
пальмы Круазетт, а непонятно где на второй линии, не прибавит
энтузиазма тем, кто еще не определился с планами. И это при
том, что представители крупных студий их-за пандемии вообще
не собираются ехать в этом году на Лазурный берег.
Свои интересы и у страховщиков. Выяснилось, что в начале
марта руководство Канн отказалось от специальных услуг
страховой компании на случай эпидемии. По выражению
президента фестиваля Пьера Лескюра, предложение было
«абсолютно непропорциональным». Кстати, отмененный South by
Southwest в Техасе попал в похожую ловушку. Его потери не
будут компенсированы страховой компанией, так как эпидемии в
полисе в качестве причины отмены не фигурируют. Страховщики
предлагают такую услугу, но за отдельные деньги, отдельным
пунктом. South by Southwest не захотел тратиться. Как и
многие на рынке. Обычно дополнительные пакеты позволяют себе
крупные компании. Между тем, как писала IndieWire, с начала
вспышки эпидемии коронавируса страховщики вообще перестали
предлагать эту опцию.
Международный прокат в разных странах уже пострадал.
Например, в Южной Корее, после всплеска числа обнаруженных
зараженных в конце февраля, продажи билетов в кинотеатрах за
неделю упали на 50%, а некоторые релизы дистрибьюторы
стремительно перенесли на апрель, а то и на неопределенный
срок (черно-белый вариант «Паразитов» Пона Чжун-хо, например,
а также «Вперед» от Pixar).
Много круче дела обстоят в Китае. С 24 января в стране были
закрыты кинотеатры, а это самый выгодный, новогодний (по
китайскому календарю) период для проката. Итог: новогодняя
касса (24 января 12 февраля) в этом году составила 3,9 млн
долларов, а в прошлом 1,5 млрд. Пострадали и
кинотеатральные сети, и производители контента. Индустрия
обратилась за помощью к властям, власти обещают помочь.
Зато в Китае фиксировался резкий спрос на услуги стриминговых
сервисов. В канун китайского нового года семь фильмов
переместились из кинотеатров на онлайн-платформы. Например,
Huanxi Media объявила, что «Затерянных в России» она будет
бесплатно показывать на собственной Huanxi Premium, а также в
рамках сделки с Bytedance на ее потоковых сервисах. В итоге
только за три первых онлайн-дня было 600 млн просмотров.
Незамедлительно последовала реакция из разряда «война войной,
а обед по расписанию». Китайские киностудии и
кинотеатральные сети заявили, что это разрушает индустрию, и
призвали бойкотировать фильмы производства Huanxi. Появилось
даже письмо к China Film Administration, в котором
указывалось, что политика Huanxi идет вразрез с моделью,
которая культивировалась долгое время, и разрушает индустрию.
Под письмом подписались представители Wanda Film, Bona Film
Group и Henan Oscar Theatre Chain.
В Италии к 11 марта производство в основном было
приостановлено. Еще до ограничительного распоряжения властей
за прекращение работ выступили профсоюзы. Что касается
проката, то тут сначала ограничили свою работу кинотеатры в
пяти особенно пострадавших регионах. Но потом закрылись все
кинотеатры страны. Параллельно некоторые стриминговые
сервисы, чтобы удержать людей в карантине, открыли свои
каталоги для новых подписчиков на два бесплатных месяца
вместо привычного одного месяца, в их числе и Amazon Prime
Video. В итоге общие сборы в Италии с 27 февраля по 1 марта
составили 2 млн евро (по сравнению с 8,3 млн евро за первые
выходные марта 2019 года). Уже в конце февраля представители
индустрии встречались с министром культуры Дарио Франческини,
чтобы попросить признать кризис отрасли. Это позволит
разблокировать специальные антикризисные фонды.
Что с индустрией будет дальше, непонятно. Закроются ли
кинотеатры по всей Европе и Америке? Для США, к примеру, это
будет беспрецедентно люди ходили в кино и во время Второй
мировой, и после 11 сентября. Допустим, перенесенный новый
фильм про Джеймса Бонда «Не время умирать» заявили в США на
25 ноября, а это благоприятное время, большие выходные по
случаю Дня Благодарения. Но крупнейшим студиям придется
думать о перекраивании расписания и заново делить недели для
своих релизов.
Наверняка возобновится разговор про окно между
кинотеатральным и сетевым выходами фильмов. Может быть, эти
окна удастся сократить. По крайней мере, в нынешних условиях,
когда ответственные игроки рынка решили поучаствовать в
удержании людей дома на карантине, это уже происходит.
«Звездные войны: Скайуокер. Восход» появились в доступе на
несколько дней раньше. Disney предлагает клиентам Disney+
анимационное «Холодное сердце 2» существенно раньше
запланированного срока.
Конечно, люди не перестанут ходить в кино, но у стриминговых
сервисов прибавится популярности. Как это уже произошло в
Китае. Фестивали также будут пользоваться альтернативными
возможностями. Международный фестиваль документальных фильмов
в Копенгагене CPH:DOX (18-29 марта) был отменен в офлайне. Но
объявил, что пройдет в интернете. Сидящие по своим квартирам
сотрудники CPH:DOX создают его цифровую версию, платформу, на
которой кино будет показано, а затем и оценено онлайн-жюри,
показы для прессы также планируются онлайн.
Вопрос с Каннским фестивалем пока открыт. Он, конечно, может
состояться в «урезанном» виде, например, с виртуальным
кинорынком. А что может последовать за тотальной отменой,
видно на примере South by Southwest: множество независимых
студий, у чьих фильмов пока нет дистрибьюторов, теперь не
очень понимают, как показывать свое кино на следующих
фестивалях года. Может быть, в условиях отмененных SXSW и
Трайбеки им лучше ждать следующего Сандэнса? Но захочет ли
Сандэнс брать фильмы годичной давности?
Не стоит забывать, что многие крупные студии «премьерят» свои
релизы именно в Каннах, а также в Венеции, и прокат их
запланирован до конца года, чтобы попасть в оскаровский
сезон. Но открытие Венецианской биеннале уже перенесено на
август. Не исключено, что, в связи с этим переносом, съедет
на более позднее время и Венецианский кинофестиваль. Как,
учитывая все это, будет выглядеть кино в летне-осеннем
прокате и каким будет оскаровская ситуация 2021 года, трудно
даже предполагать.
www.proficinema.ru
|