Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Третий путь наркокурьера

Из «лузера», отвергнутого собственной семьей, Эрл Стоун превращается в преуспевающего и высокооплачиваемого сотрудника - наркокурьера. На новом поприще Эрл невероятно удачлив: копы ловят кого угодно, только не его... На багажнике его машины красуется надпись «герой корейской войны»

Эрл Стоун одинокий престарелый американец. Его частный бизнес - выращивание лилий - находится на грани разорения. В первых же кадрах фильма, мы видим, как Эрла награждают дипломом от профессионального сообщества за то, что он в очередной раз вырастил самый красивый цветок. Однако, на плачевную финансовую ситуацию подобные успехи нисколько не влияют.
Родным и близким занятия Эрла также глубоко неинтересны. Бывшая жена и дети, кажется, давно забыли о его существовании, да и вообще, в семье его считают нищебродом и раздолбаем. Единственное, что Эрл делает идеально - это вождение машины. (За всю жизнь ему не выписали ни одного штрафа). Тут же оказывается, что внучка собирается праздновать свадьбу, и ей срочно нужны деньги. Один из дружков жениха дает дедушке визитку человека, который «платит за поездки» на автомобиле.
Так из  «лузера», отвергнутого собственной  семьей, Эрл превращается в преуспевающего и высокооплачиваемого сотрудника - наркокурьера. На новом поприще Эрл Стоун  невероятно удачлив: копы ловят кого угодно, только не его...  На багажнике его машины красуется надпись «герой корейской войны», и это правда. Оказывается, Эрл воевал. Бесконечная дорога становится всей его жизнью, ландшафтом, на котором разворачивается действо фильма. Престарелый наркокурьер знает, где остановиться перекусить, где переночевать; полицейским он дарит карамельный поп-корн и  читает лекции по семейной психологии.
Теперь Эрл Стоун  может помочь материально и внучке, и владельцу любимого кафе, которое пострадало от пожара. И вот, уже две молодые девицы не прочь провести ночь в его номере.  Любовь, дружбу и уважение оказалось очень легко купить за деньги.
Конечно, в его жизни не все так гладко, новые товарищи по бизнесу совсем не похожи цветоводов-лилейщиков:  могут подложить в машину не только наркотики, но и труп. Своих недавних друзей они с легкостью отправляют на тот свет выстрелом в затылок. Периодически Эрла пытаются напугать самыми разными способами...  Эрл не сильнее и не умнее всех окружающих его людей, но имеет одно, незаметное на первый взгляд преимущество: он не боится смерти. Исполнителю главной роли  Клинту Иствуду удалось гениально передать это на экране. И когда перед носом у Эрла размахивают пистолетами оборзевшие юнцы,  он вовсе не ведет себя как герой, он ведет себя как человек, хорошо осознающий, что все мы будем там.
И вот, в один прекрасный момент в багажнике машины Эрла уже целых 300 кг кокаина; все телефоны на прослушке, а на поиски столь крупной парии наркотиков брошено несколько спецподразделений полиции.  В это время оказывается, что бывшая жена Эрла, Мери, тяжело больна, и уже находится при смерти.
Кажется, что действо набирает обороты в качестве мыльной оперы. С риском для жизни Эрл сворачивает с предписанного маршрута, чтобы проститься с умирающей. Он прекрасно понимает, что за такую «самодеятельность» мафиози его просто убьют. И каковы же первые слова Мери: «Что ты здесь делаешь, Эрл? Тебя нет в моем завещании»... Вторая реплика умирающей: «Откуда у тебя столько денег?». А дальше сопли и слезы; бывшая жена говорит Эрлу что на самом деле, тот был любовью всей ее жизни и ее самой большой болью.  «Мы хотели видеть тебя рядом, богатого или бедного, не важно», - заявляет Мери. В этот момент вдруг ловишь себя на том, что слова актрисы звучат невероятно фальшиво. Ощущение фальши вообще появляется впервые за весь фильм. И дело не в том, что плох режиссер или плохи актеры, дело в том, что все эти разговоры про любовь - откровенная ложь. Диалог супругов занимает совсем немного времени. Если бы речь еще зашла о семейных ценностях и родственных чувствах, о том, что где-то кого-то якобы любят «просто так», независимо от того, сколько благ или горестей он может принести окружающим, то это был бы  стеб достойный театра «Монти Пайтон». Однако, от подобных сцен, зритель к счастью, избавлен.
А дальше цветы, венки, друзья и родственники, собравшиеся проводить в последний путь законопослушную гражданку, мать семейства. «Мэри жила, так как должны стремиться жить все остальные», - произносит кто-то из гостей во время отпевания в церкви.  Здесь проскальзывает что-то от  Киры Муратовой или Раннего Ларса фон Триера. Все эти свадьбы-похороны, семейные торжества - бесконечный театр абсурда, на фоне которого может происходить почти, что угодно. В данном случае это -  торговля наркотиками.
И тут же хочется задать закономерный вопрос: а может быть, так жить, как жила Мэри, как раз не стоило? Ведь результат-то на лицо: отношения между членами семьи такие, что  дедушка на старости лет подался в наркокурьеры, дабы заслужить расположение собственной внучки.
Похороны жены чуть не заканчиваются для Эрла собственными похоронами. Однако, герой чудом остается в живых: полиция успевает, как всегда вовремя, и наркокурьер отправляется на скамью подсудимых...
Не дав адвокату произнести защитительную речь и объяснить суду, будто  "преступники воспользовались доверчивостью старика", Эрл Стоун  вдруг вопит на весь зал, что признает себя виновным. Еще один, казалось бы непростительный ляп режиссера и сценариста вместе взятых. Человек, прошедший войну и бандитские разборки вдруг раскаивается на глазах лицемерных обывателей и сдается в руки продажного правосудия, чтобы добровольно сесть в тюрьму! Зачем? Как? Такого быть не может... Тут будто появляется перед глазами текст в рамочке «что-то пошло не так». Нежели, в добавок к соплям о семейных ценностях еще и вопли о торжестве закона? Формально - да.
Но, чтобы обрести истинную свободу, иногда нужно отказаться от свободы мнимой. В этом есть что-то почти набоковское, что-то от «Приглашения на казнь». В следующих кадрах фильма мы видим, как Эрл сажает лилии в небольшом палисаднике. Теперь у него есть крыша над головой, еда, одежда и возможность заниматься любимым делом. И при этом его, наверное, никто не считает неудачником, ведь он уже за тюремной стеной. Эрл Стоун  скрылся от мира мещан, рассуждающих о любви, от мира бандитов разглагольствующих о понятиях. Такой стеной вполне могла бы стать и стена монастыря, если бы герой сориентировался немного раньше. Однако, для того, кто возделывает свой сад и знает, зачем это делает, наверное, надписи на стенах не так уж и важны.
 
 
                                                                                               Анна Юферева


«Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»
«НИИ Архив. Ремонтаж»
«Баланс стихий внутри тебя: путь от хаоса к гармонии»
Некрополь World Russia
Cosmoscow 2024
"Государство против революции. 1923-1938"
VK Fest 2024
«Москва глазами Булгакова-журналиста»