Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

«Война Анны» - лучший фильм года

В Доме кино состоялось вручение Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Главная интрига разворачивалась вокруг трех картин, попавших в поле зрения критиков – «Войны Анны» Алексея Федорченко, недополучившей признания еще после премьеры на «Кинотавре-2018», «Сердца мира» Натальи Мещаниновой, триумфатора того же фестиваля, и «Лета» Кирилла Серебренникова – призера Канн-2018 за лучший саундтрек.

Абсолютно согласна с критиком Еленой Стишовой, вручавшей приз за лучшую режиссуру Кириллу Серебренникову (фильм «Лето») и сказавшей, что, по ее мнению, он идентичен призу за лучший фильм. Но по традиции главных «Слонов» разделили, и приз за лучший фильм ушел Алексею Федорченко - за «Войну Анны».

У этого фильма было шесть номинаций столько же, сколько у «Лета», и, помимо главной премии, он получил призы лучшему оператору Алишеру Хамидходжаеву и за лучшую женскую роль. Девятилетняя Марта Козлова, конечно, открытие киногода, но ее кинообраз создание Алексея Федорченко, и состязание с лучшими актрисами - Натальей Кудряшовой, по мнению жюри Венецианского кинофестиваля, за фильм «Человек, который удивил всех», и Анной Слю, по решению «Кинотавра-2018», за фильм «Подбросы», считать можно весьма условным.

Помню, на «Кинотавре» Алексей рассказывал, как нашел Марту. Увидел ее фотографию в интернете и мгновенно решил вот она, героиня. Режиссера поразило то, что поражает и нас пронзительный взгляд, взрослое лицо. Девочка играла шестилетнюю ровесницу, и, по замыслу режиссера, освоение кинематографической комендатуры совпадало у нее с физиологическим и человеческим взрослением. Режиссер сказал, что работали с Мартой очень аккуратно, она выполняла конкретные задачи и всегда знала, что должна сделать здесь и сейчас. Животных не боялась и спокойно работала с крысами и собаками, с котом вообще не расставалась. Очень часто сидела с ним в своем «домике» - камине, когда снимали сцены не с ней. Федорченко намерен работать с Мартой и дальше, но очень обеспокоен тем, чтобы ее «не заснимали». Поводы к беспокойству есть уж очень по-взрослому Марта сказала со сцены, что «очень ждала этого «Слона». В фильме-эпосе Федорченко можно найти ответ на мучающий многих вопрос как сегодня снимать кино о войне. Поэтому решение критиков можно считать очень правильным.

Фильм «Лето» получил три премии из шести номинаций помимо лучшего режиссера, за лучшую музыку Роману Билыку и Герману Осипову и за лучшего художника Андрею Понкратову. Также Кирилла Серебренникова наградили Специальной премией имени Мирона Черненко. За лучшую музыку отмечены Леонид Десятников и Алексей Сергунин («Ван Гоги»), набравшие одинаковое число голосов с «Летом». У «Сердца мира» было пять номинаций фильму вручили премию за мужскую роль второго плана Дмитрию Поднозову. Лучшей актрисой второго плана стала Елена Коренева («Ван Гоги»). А премию за лучшую мужскую роль получил Евгений Цыганов («Человек, который удивил всех»). «Слона» лауреату вручили в театральной гримерке у Евгения в этот вечер был спектакль.

У Дмитрия Поднозова был серьезный соперник Филипп Гуревич, пронзительно сыгравший в «Истории одного назначения» того самого ротного писаря Шабунина, которого не смог спасти от расстрела Лев Николаевич Толстой. Фильм Авдотьи Смирновой, как и на «Кинотавре-2018», наградили за сценарий, над которым режиссер работала в соавторстве с Анной Пармас и Павлом Басинским. Собственно, небольшой эпизод из книги Басинского «Святой против Льва» и стал основой сценария для картины. Павел Басинский признался, что самым трудным персонажем оказался именно писарь Шабунин. «Льва Николаевича и Софью Андреевну, как ни покажи, все равно скажут «не те», - заключил писатель, - а вот как снять солдата, который вначале производит впечатление дебила, а в финале поднимается до высот святого, была задачка. Сценарий так и писали втроем, в несколько этапов». Одной из самых волнующих номинаций как всегда была лучший фильм-дебют. И Дарья Жук со свои «Хрусталем», выставленным от Беларуси на Оскар, легко обошла лауреатов «Кинотавра» Владимира Битокова с «Глубокими реками» и Александра Горчилина с «Кислотой». Приз приняла исполнительница главной роли Алина Насибуллина.

Вручая призы победителям, режиссеры, киноведы и кинокритики находили-таки возможность коснуться проблем на этом праздничном вечере. Особенно озадачили всех президент Гильдии художников кино Борис Бланк и кинооператор и педагог Игорь Клебанов. Бланк заявил о гендерной революции в профессии, об огромном наплыве «девиц», что грозит «катастрофой», так как уведет «серьезную мужскую профессию на стезю дизайна». А Игорь Клебанов напомнил, что операторов называют «глазами картины» и «художниками светозаписи». И сказал, что в одном интервью процитировал Сергея Герасимова, говорившего, что «оператор - интонация фильма». И через паузу сообщил, что интервью в той газете вышло с заголовком: «Оператор интонация режиссера»... Привет, коллеги!.. А если учесть, что в печати кинокритикам была предъявлена претензия, что среди номинантов отсутствуют многие интересные фильмы и яркие имена, по той причине, что их просто не посмотрели, объективность премии, получается, под вопросом. Есть над чем поработать в 2019-ом.

На церемонии вручили свою премию «Голос» и молодые критики Жоре Крыжовникову за телесериал «Звоните ДиКаприо!». По предложению специальных комиссий наградили Виктора Косаковского за лучший документальный фильм «Акварель» и Светлану Филиппову за анимационный - «Митина Любовь» по рассказу Бориса Шергина.

                                                                                                        Нина Катаева
 


«Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»
«НИИ Архив. Ремонтаж»
«Баланс стихий внутри тебя: путь от хаоса к гармонии»
Некрополь World Russia
Cosmoscow 2024
"Государство против революции. 1923-1938"
VK Fest 2024
«Москва глазами Булгакова-журналиста»