Абсолютно согласна с критиком Еленой Стишовой, вручавшей приз
за лучшую режиссуру Кириллу Серебренникову (фильм «Лето») и
сказавшей, что, по ее мнению, он идентичен призу за лучший
фильм. Но по традиции главных «Слонов» разделили, и приз за
лучший фильм ушел Алексею Федорченко - за «Войну Анны».
У этого фильма было шесть номинаций столько же, сколько у
«Лета», и, помимо главной премии, он получил призы лучшему
оператору Алишеру Хамидходжаеву и за лучшую женскую роль.
Девятилетняя Марта Козлова, конечно, открытие киногода, но ее
кинообраз создание Алексея Федорченко, и состязание с лучшими
актрисами - Натальей Кудряшовой, по мнению жюри Венецианского
кинофестиваля, за фильм «Человек, который удивил всех», и
Анной Слю, по решению «Кинотавра-2018», за фильм «Подбросы»,
считать можно весьма условным.
Помню, на «Кинотавре» Алексей рассказывал, как нашел Марту.
Увидел ее фотографию в интернете и мгновенно решил вот она,
героиня. Режиссера поразило то, что поражает и нас
пронзительный взгляд, взрослое лицо. Девочка играла
шестилетнюю ровесницу, и, по замыслу режиссера, освоение
кинематографической комендатуры совпадало у нее с
физиологическим и человеческим взрослением. Режиссер сказал,
что работали с Мартой очень аккуратно, она выполняла
конкретные задачи и всегда знала, что должна сделать здесь и
сейчас. Животных не боялась и спокойно работала с крысами и
собаками, с котом вообще не расставалась. Очень часто сидела
с ним в своем «домике» - камине, когда снимали сцены не с
ней. Федорченко намерен работать с Мартой и дальше, но очень
обеспокоен тем, чтобы ее «не заснимали». Поводы к
беспокойству есть уж очень по-взрослому Марта сказала со
сцены, что «очень ждала этого «Слона». В фильме-эпосе
Федорченко можно найти ответ на мучающий многих вопрос как
сегодня снимать кино о войне. Поэтому решение критиков можно
считать очень правильным.
Фильм «Лето» получил три премии из шести номинаций помимо
лучшего режиссера, за лучшую музыку Роману Билыку и Герману
Осипову и за лучшего художника Андрею Понкратову. Также
Кирилла Серебренникова наградили Специальной премией имени
Мирона Черненко. За лучшую музыку отмечены Леонид Десятников
и Алексей Сергунин («Ван Гоги»), набравшие одинаковое число
голосов с «Летом». У «Сердца мира» было пять номинаций фильму
вручили премию за мужскую роль второго плана Дмитрию
Поднозову. Лучшей актрисой второго плана стала Елена Коренева
(«Ван Гоги»). А премию за лучшую мужскую роль получил Евгений
Цыганов («Человек, который удивил всех»). «Слона» лауреату
вручили в театральной гримерке у Евгения в этот вечер был
спектакль.
У Дмитрия Поднозова был серьезный соперник Филипп Гуревич,
пронзительно сыгравший в «Истории одного назначения» того
самого ротного писаря Шабунина, которого не смог спасти от
расстрела Лев Николаевич Толстой. Фильм Авдотьи Смирновой,
как и на «Кинотавре-2018», наградили за сценарий, над которым
режиссер работала в соавторстве с Анной Пармас и Павлом
Басинским. Собственно, небольшой эпизод из книги Басинского
«Святой против Льва» и стал основой сценария для картины.
Павел Басинский признался, что самым трудным персонажем
оказался именно писарь Шабунин. «Льва Николаевича и Софью
Андреевну, как ни покажи, все равно скажут «не те», -
заключил писатель, - а вот как снять солдата, который вначале
производит впечатление дебила, а в финале поднимается до
высот святого, была задачка. Сценарий так и писали втроем, в
несколько этапов». Одной из самых волнующих номинаций как
всегда была лучший фильм-дебют. И Дарья Жук со свои
«Хрусталем», выставленным от Беларуси на Оскар, легко обошла
лауреатов «Кинотавра» Владимира Битокова с «Глубокими реками»
и Александра Горчилина с «Кислотой». Приз приняла
исполнительница главной роли Алина Насибуллина.
Вручая призы победителям, режиссеры, киноведы и кинокритики
находили-таки возможность коснуться проблем на этом
праздничном вечере. Особенно озадачили всех президент Гильдии
художников кино Борис Бланк и кинооператор и педагог Игорь
Клебанов. Бланк заявил о гендерной революции в профессии, об
огромном наплыве «девиц», что грозит «катастрофой», так как
уведет «серьезную мужскую профессию на стезю дизайна». А
Игорь Клебанов напомнил, что операторов называют «глазами
картины» и «художниками светозаписи». И сказал, что в одном
интервью процитировал Сергея Герасимова, говорившего, что
«оператор - интонация фильма». И через паузу сообщил, что
интервью в той газете вышло с заголовком: «Оператор интонация
режиссера»... Привет, коллеги!.. А если учесть, что в печати
кинокритикам была предъявлена претензия, что среди номинантов
отсутствуют многие интересные фильмы и яркие имена, по той
причине, что их просто не посмотрели, объективность премии,
получается, под вопросом. Есть над чем поработать в 2019-ом.
На церемонии вручили свою премию «Голос» и молодые критики
Жоре Крыжовникову за телесериал «Звоните ДиКаприо!». По
предложению специальных комиссий наградили Виктора
Косаковского за лучший документальный фильм «Акварель» и
Светлану Филиппову за анимационный - «Митина Любовь» по
рассказу Бориса Шергина.
Нина Катаева
|