Впервые картина была показана на открытии фестиваля «Другое
кино» в Москве, где голландский режиссер лично представлял
свой фильм. «Такому фильму, как наш, нужен главный герой из
России, - сказал Йос Стеллинг . - В этой стране, как нигде в
мире, меланхолия стала формой искусства. Не только фатализм,
но и «смерть как источник вдохновения» вплетены в русскую
культуру. Столпы этой культуры любовь и быстротечность жизни,
их влияние повсюду. Но русские умеют и смеяться над собой. В
фильме это выражается в ироническом взгляде Николая-старика
на самого себя и ситуацию в целом».
Николай возвращается в заброшенный отель, где пятьдесят лет
назад он встретил свою единственную любовь. Охваченный
воспоминаниями, он заново переживает трагическую историю
своей юности, являясь одновременно рассказчиком и героем
повествования. Действие разворачивается в трех временных
пластах в конце XIX века, в пятидесятые годы XX века и в наши
дни.
РАБОТА НАД ФИЛЬМОМ
Для работы над фильмом объединились кинематографисты из
Нидерландов, Германии и России. Голландцы составили костяк
съемочной группы режиссер, оператор, художник-постановщик,
художник по свету, режиссер монтажа, композитор. Свою
съемочную группу Стеллинг называет семьей, с которой
плодотворно работает более 20 лет.
Съемки, организованные усилиями немецкой группы, проходили в
замке Танненфельд в Восточной Германии в ноябре декабре 2011
года. Работа над звуком была проведена в России компанией
Central Studio под руководством Дэвида Шуфутинского.
Синхронные шумы записывались на Ленфильме; музыка Барта ван
де Лисдонка в исполнении Симфонического оркестра имени
Рахманинова на студии Мосфильм. Состав актеров был
интернациональным в фильме приняли участие российские,
голландские и немецкие артисты.
ЙОС СТЕЛЛИНГ О ЛИТВИНОВОЙ
В Ренате Литвиновой есть сильная притягательность, она точно
знает, чего хочет. С первой же минуты у нас установился очень
хороший контакт, и на пробах я сделал выбор более или менее
сразу. Кроме того, она похожа на Светлану Светличную. Это
было важно потому, что Светлана играет Ренату в возрасте.
Я видел Ренату в жюри кинофестиваля в Роттердаме, и знаю, что
она довольно знаменита. Хотя для меня важно не это. Мое
первое впечатление это то, как она дала мне руку, вот что
было очень сильным чув¬ством. Я люблю работать с сильными
людьми.
ЙОС СТЕЛЛИНГ О СЕРГЕЕ МАКОВЕЦКОМ
Сергей Маковецкий мой хороший друг. Мы не говорим на одном
языке. У нас другой тип общения, и мы очень легко и быстро
понимаем друг друга. Я работал с ним над фильмом «Душка», и
хотелось повторить этот опыт, у меня не было сомнений
относительно его роли в этом фильме. Я видел фильм Балабанова
с его участием, «Двенадцать» Михалкова, видел его в театре, в
спектакле «Дядя Ваня» в Москве. Но иногда лучше и не видеть
слишком много разных образов. Когда знакомишься с некоторыми
актерами, порой сразу же понимаешь, чего хочешь от этого
актера.
ЙОС СТЕЛЛИНГ О ЛЕОНИДЕ БИЧЕВИНЕ
Леонид был очень забавный. Мы впервые встретились несколько
лет назад, я ждал его в кафе в Москве. Первое впечатление для
меня всегда самое главное. Когда кто-то входит в комнату,
обычно сразу знаешь «да» или «нет». Я ждал, входили разные
люди, и каждый раз я думал: «О боже, хоть бы это был не он!»
И когда он вошел, моей первой мыслью было: «Надеюсь, это он!»
Бичевин посмотрел на меня, мы пожали друг другу руки, и
сделка состоялась. Вот так это и работает.
РЕНАТА ЛИТВИНОВА:
Йос Стеллинг - один из классиков европейского кино, автор
"Иллюзиониста", он сам - персонаж из своего фильма,
работать с ним было поучительно. Он любит и ценит актеров,
по-юношески одержим съемками сейчас такой тип сердечных
иррациональных и артхаусных режиссеров встречается все реже и
реже. Для таких как он снимать кино и есть жить.
ЛЕОНИД БИЧЕВИН:
Йос дипломат. Он умеет находить подход ко всем людям. А
Балабанов немножко герой-одиночка. Ему легче сказать: мне
надо так, и не объяснять, не ждать, пока его поймут. А
Стеллингу очень важно, чтобы ты именно понял, почему он хочет
сделать так, а не иначе. Если у Балабанова весь мир заключён
внутри него самого, то у Стеллинга, наоборот, мир
простирается за пределами его личности.
СВЕТЛАНА СВЕТЛИЧНАЯ:
В фильме «Девушка и смерть», возможно, впервые в жизни я была
очень уверена в себе ведь если у меня что-то не получалось,
то режиссер мне помогал. Мне было так приятно, когда после
всех съемок мастер Стеллинг подошел ко мне и обнял, и тогда я
поняла, что он доволен моей работой. Наверняка, я была не
единственной претенденткой на эту роль. Но поскольку я точно
знала, что смогу ее сыграть, что это мое, то очень старалась
ее получить и понравиться режиссеру. И все-таки нас с Ренатой
связывают какие-то нити, в чем я еще больше убедилась,
снимаясь у Стеллинга.
Год: 2012
Страна: Голландия, Германия, Россия
Режиссер: Йос Стеллинг
В главных ролях: Сильвия Хукс, Леонид Бичевин, Рената
Литвинова, Дитер Халлерфорден, Сергей Маковецкий, Светлана
Светличная
Жанр: Драма
Хронометраж: 124 мин.
Возрастное ограничение: 12+
Награды: три «Золотых тельца» (Golden Calf): за лучший фильм,
за лучшую операторскую работу и за лучший звук на МКФ в
Утрехте (Голландия)
|