Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Орда. Чудо о Тайдуле

«Орда» - это костюмированный, исторический, широкомасштабный блокбастер в стиле «мейнстрим». То есть зрелищный фильм для всех. Не только в Голливуде умеют делать такие фильмы. Мы тоже не лыком шиты.

Отечественные фильмы на Московском международном фестивале не остались без призов. В конкурсе был российский фильм «Орда», получивший два Георгия. За режиссуру - Андрей Прошкин, и за главную женскую роль  Роза Хайруллина. В сентябре  фильм выйдет в прокат и его увидят все желающие. Ну, а я фильм уже смотрел и даже встречался с его создателями, и имел возможность задать им вопросы.
«Орда» - это костюмированный, исторический, широкомасштабный блокбастер в стиле «мейнстрим». То есть зрелищный фильм для всех.  Не только в Голливуде умеют делать такие фильмы. Мы тоже  не лыком шиты. Его бюджет скрывается, но цифры должны быть астрономические. Одни декорации, поражают воображение - это целый город, столица Орды  -  Сарай-Берке, возведенный где-то в Астраханской области, по мановению кисти художника Сергея Февралева.  Город не просто возведен - это историческая реконструкция, выполненная c учетом последних археологических изысканий. Сергею Февралеву я бы  отдал все призы&
Роза Хайруллина, в роли царицы  Тайдулы, создает воистину шекспировский образ, как уже заметили критики. К сожалению, у нее нет для этого шекспировских слов.
 А вот  режиссура и сценарий, вызывают недоумение. Есть простой способ осуществления режиссерских задач.  Он называется -  «в лоб». Например, надо показать грубость, дикость нравов Золотой орды. Что делает режиссер? Золотоордынская знать, во главе с ханом, ест руками, бросает кости прямо на ковер, вытирают руки о себя. Но этого мало. Прямо  среди такой трапезы совершаются казни и прием послов, легатов Папы римского. С послами не церемонятся.
Не церемонятся ордынцы и друг с другом, и после обеда, младший брат хана, душит его, на глазах у всех, и сам становится ханом орды.  Такова прямолинейная режиссура А. Прошкина.  Не мудрящая, прямо скажем. 
В Орде живут пленные русские. Живут на положении рабов. По сути,  русские, которых уводили в рабство целыми деревнями, и построили столицу Золотой Орды. Как показать их  ужасное положение?  Да, их наказывают, запросто, со смехом отрубают головы.  Но этого мало режиссеру. Он решает, что они все должны быть вымазаны в навозе.  Это конечно модно. Наверное, режиссер начитался Владимира Сорокина. Игра с фекалиями, дерьмо, говно, навоз ему особенно любы. Но  при чем тут мы? Смотреть на это тошнотворно.
- Меня тошнит от вашего фильма, -  выкрикнула на пресс-конференции одна немолодая журналистка, член Союза кинематографистов.
- Такова сила искусства -  невозмутимо ответил режиссер.
Да, режиссер должен обладать некоей толстой кожей. Иначе он ничего не сможет сделать. Но все-таки нельзя забывать, что кино это искусство, и делать его должны художники, а не копрофилы.
Конечно, саман  это древнейший строительный материал. Из самана построена была столица орды -  Сарай-Берке. Еще одно чудо света, воссозданное в фильме Сергеем Февралевым. Глину смешивают с наземом, и соломой, высушивают, получается замечательная, прочная стена, спасающая и от жары и от холода, и от дождей. Тысячелетия используют саман  в строительстве, но при этом  совсем необязательно вымазываться при этом с ног до головы в навозе.
За такое режиссеров обычно отсеивают еще на стадии приемных испытаний& Помню, как-то на экзаменах, где мне довелось присутствовать  был задан этюд «Поцелуй». И один «режиссер», уговорил сразу трех девушек, участвовать в действе, расположил их на сцене и целовал с головы до ног. Номер не прошел. Этюд был завален. А другой режиссер сделал этюд, в котором «Поцелуй» оказался фамилией девушки, которая получала реквизит. И после длинного  списка реквизита ее непременно целовали. Ведь после париков,  усов, и бутафорских  предметов следовало  Поцелуй.  Кто знает, что это ее фамилия? И была она целована и не однажды. Этюд вызвал восторг.
Можно привести множество других, уже  классических примеров художественного, а не «лобового»  разрешения темы. Например, картина Питера Брейгеля (старшего) «Падение Икара». На этой огромной картине на переднем плане пахарь, аккуратно выводит сохой изящные борозды, пастух, стоит задумчиво посреди стада, опираясь на свой длинный посох, рыбак закидывает  сети& Мы ищем в небе Икара, но не находим. Оказывается, Икар уже давно упал с неба, и в правом нижнем углу картины  видны только его беспомощные,  скрывающиеся под водой крылья. А сам Икар уже утонул. Таков конец бесплодным мечтателям. А пахари, рыбари, пастухи  вечны! Такой смысл передал нам художник.  И, казалось бы, навсегда дал пример художественного разрешения темы.
Учить создателей картины поздно, они сами преподают во ВГИКЕ.
А вот совсем уже свежий пример. Этот фильм прямо стоит перед глазами. Совсем  недавно был  показан «Монгол», о начале Золотой орды, о том как Тимурчин, прозванный впоследствии Чингиз-ханом, собирал монголов во единый  народ. Фильм получил 7  национальных премий «Ника». Почему-то там не потребовалось режиссеру  Сергею Бодрову (старшему) никаких  «чернушных» сцен, чтобы показать жестокость нравов. Ни хмурых бровей, не искаженных яростью лиц. Хан приезжает каждый год к своему сопернику, прямому наследнику  ханства. Он еще ребенок,  ребенка убивать  нельзя. И хан отмеряет его рост, и говорит,  вежливо улыбаясь, что когда он подрастет до отмеченной черты, то ждет его смерть. Вот  где настоящий страх.
Все в фильме выдумка, жизнь Золотой орды, мы никак не можем знать. Но в основу
сценария положен реальный исторический факт, вошедший в житие святителя московского митрополита Алексия. По требованию хана, святитель приехал в Орду и исцелил царицу Тайдулу от слепоты.
Уже второй фильм о чудесах снят  по сценариям Юрия Арабова,  и заказан, и оплачен  продюсерской компанией «Православная энциклопедия». Но вот что странно, сам Юрий Арабов,  ни в какие чудеса не верит, ни к какой конфессии не принадлежит& и пытается убедить нас, что никаких чудес, в общем-то,  и быть не может. Непонятно, конечно, зачем сценарист, берется за религиозные  темы, если он в это не верит. Во времена тоталитаризма даже художники нонконформисты писали и лепили  «Лукича», иначе было нельзя. Но сейчас-то зачем кривить душой?  Первые работы Ю. Арабова с режиссером Александром Сокуровым вызвали  всеобщее признание. Это были выдающиеся сценарии и прекрасные фильмы, получившие не один приз международных фестивалей.
Но вот появилась серия фильмов о «чудесах». Первый его фильм так и называется  «Чудо». В нем о чуде «стояния Зои». Окаменевшая девушка несколько месяцев стояла с иконой Николая Чудотворца в руках,  слух  об этом  долетал до самых отдаленных уголков  СССР. Но чудо в фильме превратилось в балаганное представление. В фильме о чуде вовсе забыли. Чудо стало просто одним из анекдотов о Никите Сергеевиче Хрущеве, который по воле сценариста посетил окаменевшую Зою.
В «Орде», чтобы вообще уйти от ненавистной ему темы чуда, Арабов совершает головокружительный кульбит. Он придумывает, что монголы не различают, где цирк, фокусники, а где лекари, целители, врачеватели,  и наравне с циркачами выступают  религиозные проповедники. Я, конечно, не поручусь за хана Джанибека, ни за его сына Бердибека, что и как они воспринимали. Думаю, что Юрий Арабов тут знает не больше моего. Но уж точно, что культура Золотой орды (как бы ни были в ней дики нравы)  различала, и очень хорошо разделяла, выступления канатоходцев, фокусников, от  искусства врачевателей, к больному канатоходца и жонглеров  точно не приглашали. А религия занимала совсем особое место. Это видно из самого фильма.  Золотоордынцы были язычниками, поклонялись идолам.  Было у них два священных предмета  порог любого дома, и очищающий огонь, пройти который должен был каждый, кто вступал в Золотую Орду.  Это я увидел из фильма, а не прочитал  в каких-то книгах.  Священный порог монголы в фильме ревностно блюдут,  запрещают на него наступать.  Наступить на порог, значит осквернить шатер.  Папские легаты в фильме переползают через него, заодно мы видим, как украшали пороги монголы. Художник фильма тут потрудился на славу. 
И священные огни показаны весьма впечатляюще. Митрополит Алексий безбоязненно проходит сквозь них.  Кстати, по религиозным соображениям, многие русские князья, приехавшие в Орду за ярлыками, отказывались совершить этот обряд, и были обезглавлены. Потом их причислили к лику святых мучеников, это например, князья Черниговские.  А вот Александр Невский, Дмитрий Донской, проходили  огни.
В фильме все так запутано,  что лучше приведу краткий пересказ из жития святителя Алексия, как все было на самом деле.
 «Мы слышали,  писал хан,  что есть у вас служитель Божий, который если в чем попросит Бога, Бог слушает его. Отпустите его к нам, и если его молитвами исцелится моя царица, будете иметь со мною мир; если же не отпустите его, пойду опустошать вашу землю».
Святитель начал готовиться в путь. В соборном храме со всем клиром совершил он молебствие перед иконой Богоматери и потом перед ракой святителя Петра. Из Москвы отправился он 18 августа 1357 года. С верой твердой шел он в Орду& принят был с честью. Святитель отслужил над болящей молебен с чудной свечой, окропил ее святой водой, и Тайдула стала видеть. Признательный хан дал святителю в качестве почести перстень, который доселе можно видеть в патриаршей ризнице. Святитель, совершив чудо веры между людьми тьмы, возвратился на родину, а Тайдула много потом ходатайствовала за Русь».
В фильме все выворочено на изнанку, даже такая деталь, как  ханский перстень, который и сейчас можно лицезреть как историческую достоверность. В фильме митрополит его не принимает.
На пресс-конференции Юрий Арабов  предложил нам несколько смыслов фильма. Как бы на выбор.
«Чудес на заказ не бывает». Это первый. «Восхождение интеллигенции во власть». И еще процитируем его:  «Зло само себя уничтожает».
Все эти «смыслы» вызывают растерянность и недоумение.  Еще не хватало, чтобы писались сценарии на тему «добро побеждает зло». Внесение интеллектуальной составляющей в блокбастер, это конечно, святое дело,  за одно это намерение стоит Арабова благодарить. Но, увы, получилась интеллектуальная каша.  Совсем  такая, какую месят из глины и навоза русские рабы в Орде.
На самом деле все наоборот, не бывает чудес без «заказа». Здесь  Арабов переставляет «смыслы» слов. Не по заказу, а по просьбе, по молитве, совершаются чудеса. В 14-ом веке не было и в помине интеллигенции, и кто, по мнению Арабова восходил во власть, так и  остается неясным. Неужели он считает  интеллигентом святителя Алексия, который мощами сейчас лежит в Елоховском соборе? Ну, это уже запредельная нелепость.
Фильм, благодаря беспомощной режиссуре и нелепому сценарию, с непроясненными задачами, уже вызвал массу самых противоречивых, и яростных толков.
Фильм, (цитирую высказывания критиков) «антирусский и безбожный, такой же как «Чудо». «От него тошнит» (уже приводил это) и, наконец, самый возмущенный возглас: «Почему вы считаете, что московская вера самая истинная?»
Я не считаю, что фильм безбожный и антирусский. Я не считаю, что от фильма «тошнит» (ну, если только подташнивает). А вот третий отзыв надо прокомментировать. Царицу Тайдулу съезжаются исцелить представители многих религий. Вокруг нее скачет несколько шаманов. Приезжают, как можно понять, буддисты  и другие& Но исцеление царица получает от православного митрополита, стало быть и вера его истинная. Вот это и стало причиной критики. Но это единственный исторически достоверный факт. Сами монголы признали его.
Смешно, однако, сам режиссер открестился от такого понимания фильма. «Мы такой смысл не вкладывали» - ответил он. Как же не вкладывали, если  он так читается?
В общем, фильм отразил всю нашу современную идеологическую кашу.
Патриархию в приличном обществе принято ругать, а тут в фильме вроде как создается платформа, для восстановления православности Руси. Вот незадача. Фильм  попал в  эпицентр общественных  вулканов. Он задел буквально всех и никому не понравился, кроме жюри фестиваля. Приходилось читать, что в Казани  инициируются возмущенные письма в защиту ордынцев. 
- Ну, что ж, значит фильм получился  резюмирует Андрей Прошкин со вздохом.
Хотя он сам такого, конечно, не ожидал и «не вкладывал».
                                                                                                      Лев Алабин


                   ОРДА

Режиссер        Андрей Прошкин
Cценарий Юрий Арабов
Оператор Юрий Райский
Художник Сергей Февралёв
Музыка Алексей Айги
Продюсер Наталия Гостюшина, Сергей Кравец
В ролях Максим Суханов, Роза Хайруллина, Андрей Панин, Александр Яценко, Иннокентий Дакаяров, Виталий Хаев, Федот Львов, Алексей Егоров, Моге Ооржак, Тулепберген Байсакалов
Производство "Православная энциклопедия"
Страна Россия
Длительность 128
Год 2012
Права Киноторговая компания «Вольга», www.volgafilm.ru

 


«Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»
«НИИ Архив. Ремонтаж»
«Баланс стихий внутри тебя: путь от хаоса к гармонии»
Некрополь World Russia
Cosmoscow 2024
"Государство против революции. 1923-1938"
VK Fest 2024
«Москва глазами Булгакова-журналиста»