Выcтавку с таким названием открывает в декабре фонд In
artibus. Фрэнсис Хаскелл один из крупнейших британских
историков искусства XX века, ученый которому мы во многом
обязаны сближением этой дисциплины с социальной историей, а
также пионер исследований художественного вкуса и
взаимоотношений заказчиков и художников.Его классические
труды «Меценаты и художники», «Вкус и античность», «История и
ее образы: искусство и интерпретация прошлого» давно стали
хрестоматийными для искусствоведов разных стран, а в прошлом
году появился наконец и русский перевод последней книги
Хаскелла «Эфемерный музей», доработанной и подготовленной к
публикации уже после смерти ученого.
Судьба Хаскелла оказалась удивительным образом связана с
Россией. Его отец Арнольд Хаскелл знаменитый балетный
критик и директор Королевской школы балета, близко друживший
с А.Бенуа, М.Ларионовым, В.Нувелем и другими участниками
«Дягилевских сезонов», написал первую в истории книгу о
Сергее Дягилеве и русском балете, и как он сам говорил,
выбрал в жены «конечно же русскую, хоть и не танцовщицу».
Ученый последовал примеру отца и в 1965 году женился на
Ларисе Салминой, сотруднице Государственного Эрмитаже и
специалисте по итальянскому рисунку. Они познакомились в
Венеции во время Биеннале 1962 года, где Салмина была
комиссаром советского павильона. Вскоре после этого пара
перебралась в Оксфорд, там Хаскелл стал профессором в
университете, а Лариса Салмина-Хаскелл хранителем
Эшмолеанского музея и опубликовала прекрасный каталог его
русской коллекции.
За долгие годы совместной жизни, работы и путешествий
Хаскеллы собрали коллекцию гравюр XVI-XIX веков, в которой
личный вкус и человеческие связи ученого явно преобладают над
стремлением собрать эстампы определенного периода или
определенной национальной школы.
Хаскелл любил Италию, прежде всего ее Север и Рим, и
большинство его эстампов итальянские или связаны с Италией.
Среди имен граверов, представленных в его коллекции
выдающиеся мастера резцовой гравюры Маркантонио Раймонди,
Марко Денте да Равенна, Джованни Баттиста и Адамо Скултори,
воспроизводившие оригинальные композиции художников
Возрождения, а также кумиры более позднего времени
Сальватор Роза и Джованни Пиранези. Даже голландские и
фламандские гравёры представлены в его собрании
преимущественно работами, вдохновлеными итальянской природой
и колоритом ее сельской жизни.
Наставляемый кумирами своей научной юности Николаусом
Певзнером и Рудольфом Виттковером, Хаскелл начал на рубеже
1950-х карьеру историка искусства с изучения и открытия
захватывающей и экстравагантной красоты итальянской барочной
живописи XVII века, преданной забвению на протяжении
предыдущих ста с лишним лет. И лучшие из листов в его
«гравюрном кабинете» принадлежат именно к этому периоду и
связаны с римским кругом художников-современников Джованни
Кастильоне и Пьетро Теста.
Столь же примечательна в собрании и подборка британской
карикатуры и журнальной иллюстрации. Для Хаскелла это не
просто излюбленный национальный жанр, но и отклик его научных
занятий социальной историей искусства, одним из отцов
основателей которой, он стал.
Возможность показать в Москве гравюры из коллекции
знаменитого британского историка искусства Фрэнсиса Хаскелла
возникла благодаря Ильдару Галееву, московскому коллекционеру
и основателю «Галеев-галереи», которому на протяжении
2014-2022 годов вдова британского ученого безвозмездно
передала это собрание.
|