Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла

Судьба Хаскелла оказалась удивительным образом связана с Россией. Его отец Арнольд Хаскелл — знаменитый балетный критик и директор Королевской школы балета, близко друживший с А.Бенуа, М.Ларионовым, В.Нувелем и другими участниками «Дягилевских сезонов», написал первую в истории книгу о Сергее Дягилеве и русском балете, и как он сам говорил, выбрал в жены «конечно же русскую, хоть и не танцовщицу».

Выcтавку с таким названием открывает в декабре фонд In artibus. Фрэнсис Хаскелл  один из крупнейших британских историков искусства XX века, ученый которому мы во многом обязаны сближением этой дисциплины с социальной историей, а также пионер исследований художественного вкуса и взаимоотношений заказчиков и художников.Его классические труды «Меценаты и художники», «Вкус и античность», «История и ее образы: искусство и интерпретация прошлого» давно стали хрестоматийными для искусствоведов разных стран, а в прошлом году появился наконец и русский перевод последней книги Хаскелла «Эфемерный музей», доработанной и подготовленной к публикации уже после смерти ученого.

Судьба Хаскелла оказалась удивительным образом связана с Россией. Его отец Арнольд Хаскелл  знаменитый балетный критик и директор Королевской школы балета, близко друживший с А.Бенуа, М.Ларионовым, В.Нувелем и другими участниками «Дягилевских сезонов», написал первую в истории книгу о Сергее Дягилеве и русском балете, и как он сам говорил, выбрал в жены «конечно же русскую, хоть и не танцовщицу».

Ученый последовал примеру отца и в 1965 году женился на Ларисе Салминой, сотруднице Государственного Эрмитаже и специалисте по итальянскому рисунку. Они познакомились в Венеции во время Биеннале 1962 года, где Салмина была комиссаром советского павильона. Вскоре после этого пара перебралась в Оксфорд, там Хаскелл стал профессором в университете, а Лариса Салмина-Хаскелл  хранителем Эшмолеанского музея и опубликовала прекрасный каталог его русской коллекции.

За долгие годы совместной жизни, работы и путешествий Хаскеллы собрали коллекцию гравюр XVI-XIX веков, в которой личный вкус и человеческие связи ученого явно преобладают над стремлением собрать эстампы определенного периода или  определенной национальной школы.

Хаскелл любил Италию, прежде всего ее Север и Рим, и большинство его эстампов итальянские или связаны с Италией. Среди имен граверов, представленных в его коллекции выдающиеся мастера резцовой гравюры  Маркантонио Раймонди, Марко Денте да Равенна, Джованни Баттиста и Адамо Скултори, воспроизводившие оригинальные композиции художников Возрождения, а также кумиры более позднего времени  Сальватор Роза и Джованни Пиранези. Даже голландские и фламандские гравёры представлены в его собрании преимущественно работами, вдохновлеными итальянской природой и колоритом ее сельской жизни.

Наставляемый кумирами своей научной юности  Николаусом Певзнером и Рудольфом Виттковером, Хаскелл начал на рубеже 1950-х карьеру историка искусства с изучения и открытия захватывающей и экстравагантной красоты итальянской барочной живописи XVII века, преданной забвению на протяжении предыдущих ста с лишним лет. И лучшие из листов в его «гравюрном кабинете» принадлежат именно к этому периоду и связаны с римским кругом художников-современников Джованни Кастильоне и Пьетро Теста.

Столь же примечательна в собрании и подборка британской карикатуры и журнальной иллюстрации. Для Хаскелла это не просто излюбленный национальный жанр, но и отклик его научных занятий социальной историей искусства, одним из отцов основателей которой, он стал.

Возможность показать в Москве гравюры из коллекции знаменитого британского историка искусства Фрэнсиса Хаскелла возникла благодаря Ильдару Галееву, московскому коллекционеру и основателю «Галеев-галереи», которому на протяжении 2014-2022 годов вдова британского ученого безвозмездно передала это собрание.


50-й Российский Антикварный Салон
«Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»
«НИИ Архив. Ремонтаж»
«Баланс стихий внутри тебя: путь от хаоса к гармонии»
Некрополь World Russia
Cosmoscow 2024
"Государство против революции. 1923-1938"
VK Fest 2024