Масштабная выставка Музея В.А. Тропинина и Государственного
Русского музея. Впервые в стенах московского музея
встречаются лучшие картины из собрания ГРМ и Музея Тропинина.
В составе выставки будут представлены работы только одного
художника Василия Андреевича Тропинина.
Из коллекции Русского музея в Москву прибыли девять шедевров,
среди которых «Казначейша», портреты гитариста Павла
Михайловича Васильева, художника Петра Фёдоровича Соколова,
писательницы Варвары Ипполитовны Лизогуб и купца Александра
Александровича Сапожникова. Портрет Павла Михайловича
Васильева, бухгалтера конторы московских императорских
театров, любителя музыки. 1830-е.
В центре внимания выставки находятся человеческие судьбы
крепостного художника Василия Тропинина, который, по
определению современников, «переписал буквально всю Москву»,
его жены Анны Катиной, которая, будучи вольной поселянкой,
вышла замуж за крепостного и родила ему сына Арсения,
унаследовавшего от отца способности к рисованию, а также
знаменитых коллег и современников Тропинина. Точный год
рождения Тропинина до сих пор является предметом для
обсуждения, но известно, что свою мастерскую он открыл уже в
зрелом возрасте. Ранним периодом творчества художника
считаются 1820-е гг., когда художнику было уже больше сорока
лет.
Василий Тропинин получил вольную, имея некоторые накопления и
связи, заработанные за время службы у своего хозяина.
Художник выбрал купеческую, более «демократичную» Москву, а
не столицу, невзирая на то, что там было больше возможностей
для карьеры. В Москве Тропинин прославился, стал лидером
Московской портретной школы, его заказчиками были жители всей
России. В качестве примера на выставке представлен портрет
шуйского мецената Диомида Киселева, дед которого в своё время
выкупился из крепостных и стал купцом.
Признание коллег пришло раньше, чем любовь публики. На
академической выставке 1804 г. картину кисти Тропинина
оценили императрица Елизавета Алексеевна и президент Академии
граф Александр Сергеевич Строганов. Академическая манера явно
прослеживается в графических штудиях художника, в частности,
в рисунке «Античность в окружении гениев искусств». Мастер с
большой вероятностью мог бы поехать в Италию, если бы в то
время получил вольную, а вместе с ней и возможность стать
академиком. Однако, по воспоминаниям биографа Тропинина
Николая Рамазанова, его учитель, Степан Щукин, позавидовал
успеху ученика и способствовал возвращению художника к своему
хозяину Ираклию Моркову: «И вот в 1804 же году в сентябре
месяце велено было отправить Василия Андреевича немедленно в
малороссийскую деревню Кукавку Каменец-Подольской губернии&».
Там он обучал рисованию детей, руководил строительством и
росписью церкви, в которой позже венчался с Анной Ивановной
Катиной с ней они в любви и согласии прожили почти
пятьдесят лет. Впервые портреты супруги художника Анны
Катиной и его сына Арсения из Русского музея разместятся
рядом с автопортретом художника из собрания музея Тропинина.
Безусловным критерием признания явился интерес к творчеству
художника, проявленный впоследствии основателями Русского
музея императора Александра III. В коллекцию была приобретена
работа, которая на нашей выставке объединяет Русский музей в
Санкт-Петербурге с музеем Тропинина в Москве это «картина
трудной судьбы», прекрасная «Девушка с горшком роз». В 1941
г. «Девушка с горшком роз» была отправлена в Крым в составе
временной художественной выставки, там бесследно исчезла, и
только в 1960-х гг. в одном из комиссионных магазинов на
Арбате ее приобрел основатель Музея Тропинина Феликс
Вишневский.
Существует романтическая, книжная идея, что человека
формируют прекрасные вещи, на которые он смотрит. Всё-таки
гораздо в большей степени, чем искусство, человека формирует
среда, круг его общения. Человеку нужен человек. Именно
поэтому так важно показать гравюру с оригинала Тропинина с
портретом журналиста, литератора и знатока искусств Павла
Свиньина, который прославлял художника в прессе, осуждая
пиетет публики перед иностранными мастерами. Также на
выставке представлен оригинал характеристики, данной Павлом
Свиньиным Тропинину, сыгравшей важную роль сначала в
освобождении от крепостной зависимости, признании его
таланта, а позже и в присвоении художнику академического
звания; всё это составляющие удачи гения и секрет его
успеха.
Василий Андреевич был частым гостем у генерал-майора и
любителя искусств Алексея Тучкова, который также
способствовал освобождению художника. Портреты братьев
Тучковых украшают экспозицию. Биограф Тропинина Николай
Рамазанов писал: «Кто хорошо знал Василия Андреевича, тот не
мог не любить его всею душой. Как он ни разу в жизни не
изменял призванию художника, так никто не изменял ему в
привязанности».
В галерее портретов на выставке можно увидеть портрет друга
Тропинина, вольноотпущенного художника и реставратора Василия
Степановича Энева, который, как и он, родился крепостным.
Друзья и коллеги Тропинина, в том числе Карл Брюллов и
скульптор Иван Витали, не застав его дома, взяли в привычку
расписываться на двери его квартиры. К сожалению, легендарная
дверь не сохранилась, однако воспоминания о ней вдохновили в
свое время режиссера Юрия Любимова, а теперь и художников
Владимира Богачева и Евгения Гриневича на создание
инсталляции в рамках выставки.
Василий Андреевич Тропинин родился крепостным, однако смог в
полной мере реализовать свой талант живописца, получить
признание и прожить жизнь в любви. Он работал в манере,
которая делала его заказчиков счастливыми. Как и мастера
немецкого бидермайера, Тропинин создавал уютные образы
благополучия.
|