Йоко Оно одна из важнейших фигур в концептуализме 1960-х,
представитель международного движения Fluxus, чьи работы
повлияли на развитие перформанса, хэппенинга и видео-арта.
Одна из ключевых особенностей ее художественной практики
последних нескольких десятков лет особое отношение к
зрителю, который зачастую становится соучастником создания
произведения искусства. Проект в ММОМА ставит сразу несколько
задач: рассказать публике о ключевых элементах, определяющих
творческую жизнь Йоко и переосмыслить отношения художника и
посетителя в пространстве музейной институции.
Творчество Йоко Оно сочетает в себе методы художественных
течений 1960-х годов с их отказом от изобразительности в
пользу выражения чистых концептов и поиска ответа на вопрос
«что такое искусство?», так и традиции восточной философии, с
присущими ему основами школы дзен-буддизма. Зритель выставки
в ММОМА вместе с художником отвечает на вопрос о смысле
искусства и его политической и социальной ангажированности, о
возможных границах искусства, как и о своих собственных.
Центральным элементом выставки «Небо всегда ясное» станут
«Инструкции» Йоко Оно, впервые представленные публике в
1960-е: темы телесности, человеческой уязвимости, свободы
действия, проистекающего из свободы выбора, особенно активны
в этих работах. «Инструкции» представляют из себя эфемерные
произведения, ограниченные текстовыми указаниями или
принимающие форму объектов, которые приглашают зрителя
совершить простые действия, обратив внимание на
созерцательную красоту повседневного. «Инструкции» сравнивают
с музыкальными партитурами и с хокку: кажется, что
коллективное чтение зачастую невыполнимых «рецептов»
художника способно изменить реальность с помощью совместных
усилий всего человечества. Йоко Оно предлагает посетителям
написать воспоминания о своих матерях (Mummy is beautiful /
«Мама красивая», 1997), указать на карте место, куда должен
прийти мир (Imagine peace map / «Карта воображаемого мира»,
2003), дорисовать часть работы, начатой самой художницей (Add
colour painting / «Картина, чтобы добавить цвет», 1966),
сыграть в шахматы на доске, все поля которой белые (Play it
by trust / «Игра на доверии», 1966).
Проект «Небо всегда ясное» представит реэнэктменты
классических перформансов Йоко Оно, ее видео-работы, а также
работу Водное событие / Water Event (1971), воссозданную при
участии российских современных художников: Ольги Кройтор,
Ивана Новикова, Максима Спивакова, Анны Титовой, Стаса
Шурипы, Светы Шуваевой. Частью выставки стал интерактивный
проект, посвященный дискриминации и основанный на
письме-обращении Оно, в котором она призывает женщин написать
на родном языке откровенное признание о моральном, физическом
или любом другом насилии и прислать фото своих глаз.
Собранные тексты и фотографии будут редставлены в экспозиции
в ММОМА; впервые проект был реализован совместно с
Художественным музеем Рейкьявика в 2016 году. Принять участие
в проекте можно, заполнив форму на сайте ММОМА. Сбор анкет
полностью анонимный.
В рамках выставки пройдет паблик-ток с куратором выставки,
директором Музея современного искусства Аструп-Фернли (Осло)
Гуннаром Б.Квараном, обширная публичная программа для
взрослых и детей, экскурсии для глухих и слабослышащих
посетителей и экскурсии с незрячими гидами. Также к открытию
московского проекта будет приурочен каталог.
Партнёром выставки стал Фонд содействия развитию современного
искусства Ruarts, который уже много лет поддерживает значимые
художественные проекты, близкие к концепции фонда. Также в
рамках многолетнего стратегического партнёрства с
Международным фестивалем-школой современного искусства
TERRITORIЯ, выставка вошла в программу фестиваля 2019 года,
подчеркнув сложную форму подачи материала в выставочной
практике. Репрезентация одного из ключевых художественных
методов Йоко Оно превращение зрителя в соавтора
произведения представит на выставке искусство перформанса
наиболее полно и ярко.
Проект Йоко Оно продолжает программу музея по реализации
персональных выставок зарубежных художников с мировым именем
и поддержке взаимоотношений с международными культурными
институциями и посольствами разных стран.
Йоко Оно (*1933, Токио) первая женщина в Японии, поступившая
на философский факультет, изучала музыку и поэзию в Колледже
Сары Лоуренс (Нью-Йорк). Первый муж Йоко композитор Тоси
Итиянаги, благодаря которому она знакомится с авангардными
музыкантами Ла Монте Янгом и Джоном Кейджем. Жизнь Йоко
неразрывно связана с музыкой: в детстве ее учила играть на
скрипке тетка русская скрипачка Анна Бубнова, все трое
мужей Йоко были музыкантами, а с 1971 по 1989 год она
оставляет художественную практику и занимается исключительно
музыкой. В 1969-м вместе с Ленноном Йоко Оно создает группу
The Plastic Ono Band.
Куратор выставки Гуннар Б. Кваран (*1955, Рейкьявик),
директор Музея современного искусства Аструп-Фернли (Осло),
бывший директор Художественного музея Рейкьявика и
Художественного музея Бергена (Норвегия), куратор Лионской
биеннале современного искусства 2013 года и сокуратор 2-й
Московской биеннале современного искусства 2007 года.
|