Третьяковская галерея постоянно ведет работу по изучению,
научному осмыслению и реставрации произведений из собственных
фондов. В рамках этих исследований периодически появляются
уточнения, а также происходят большие открытия, как случилось
и на этот раз.
В 2017 году завершились работы по изучению и восстановлению
картины известного исторического живописца А.И. Иванова
«Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в
храм» (1829) из собрания Третьяковской галереи, в том числе
была проведена реставрация рамы XIX века с воссозданием
утраченных деталей. На протяжении трех лет проводились
комплексные исследования и реставрация, которые позволили не
только вернуть полотну первозданные живописные качества, но и
определить подлинный сюжет картины: обнаружить интересные
факты истории ее создания и дальнейшей судьбы.
Монументальное полотно А.И. Иванова (17751848),
преподавателя Императорской Академии художеств, отца
знаменитого живописца Александра Иванова, долгие годы
бытовало в собрании Третьяковской галереи под названием
«Крещение князя Владимира в Корсуни». Оно поступило в
коллекцию музея в 1968 году из семьи Е.Г. Арендт, вдовы
известного врача-кардиолога А.А. Арендта. И хотя на картине
есть подпись (инициалы) и дата: 1829. Д.15. Пр: А.И:, у
специалистов возникали некоторые сомнения в ее авторстве,
поскольку по характеру композиции и живописи это произведение
отличается от работ, созданных мастером ранее.
При внимательном анализе изображенной сцены стало очевидным,
что драматичность происходящего, выраженная в эмоциях и
жестах действующих лиц, не соответствует приподнятому и
праздничному смыслу обряда крещения, тогда как эпизод из
жизни духовного покровителя Милана, запретившего императору
Феодосию войти в храм и причаститься после учиненной им
кровавой расправы над восставшими фессалоникийцами,
соответствует исполненной Ивановым композиции. Художник
запечатлел момент, когда епископ Амвросий Медиоланский
останавливает императора на ступенях храма.
В западноевропейском искусстве из произведений на этот сюжет
наиболее известны полотна П. Рубенса и А. Ван Дейка, гравюры
с живописных оригиналов. Русская традиция знает
преимущественно иконные изображения св. Амвросия, почитаемого
в православии как борца с арианской ересью, проповедника и
богослова. С конца XVIII века стали появляться гравюры
русских мастеров с европейских оригиналов.
Работая над композицией, А.И. Иванов, очевидно,
ориентировался на картину И.И. Бельского, написанную в 1794
году по гравюре П. Рубенса для Троицкого собора
Александро-Невской лавры, или непосредственно на
гравированный образец. Однако прямых аналогий с какими-либо
произведениями полотно не имеет. В соответствии с
православной традицией художник облачает епископа в одежды
восточных патриархов. Император Феодосий и его военачальники
предстают в условных римских военных доспехах. Образуя
полукруг, замерли рядом с главными персонажами церковные
служители, воины и жители города. Архитектура создает
«сценическую площадку» для драматического действия.
За почти 200-летнюю жизнь картина претерпела многое и
неоднократно подвергалась реставрационным вмешательствам. До
ее поступления в музей дублировка полотна на более тонкий
холст была проведена непрофессионально и с нарушением
технологии. Из-за этого не удалось устранить деформацию
авторского холста, возникшую от многочисленных сломов
вследствие неблагоприятных условий хранения и неправильной
транспортировки. По всей поверхности полотна наблюдались
многочисленные записи с подведенным грунтом и без него,
изменившиеся в тоне и сильно потемневшие.
В результате целого комплекса сложных реставрационных работ с
проведением дополнительных исследований картина обрела новую
жизнь. Для подтверждения авторства произведения была
организована научная экспедиция в Новгородский
государственный объединенный музей-заповедник, где находится
эталонное полотно «Снятие с креста», исполненное Ивановым в
1831 году.
Научные изыскания в архивах позволили выяснить, что
произведение на столь редкую для русского искусства тему было
создано профессором Академии художеств Ивановым в числе
других заказов для Сретенского храма православной духовной
миссии в Пекине. Учрежденная Святейшим Синодом в начале XVIII
века китайская миссия была самой ранней среди зарубежных
представительств русской церкви. Каменное здание для храма на
южном подворье (Наньгуане) было построено в 1729 году, в
1736-м церковь освящена во имя Сретения Господня. Первый
заказ, куда входили образа для иконостаса, был исполнен
Ивановым в 1823-м. Картина с изображением Амвросия
Медиоланского являлась частью второго заказа для
православного храма в Пекине, полученного А. И. Ивановым. В
числе четырех сюжетных композиций она была отправлена с
очередной, 11-й духовной миссией в 1830 году в Пекин. Таким
образом, для Сретенского храма мастер написал 18 работ,
судьба которых, как и обстоятельства счастливого возвращения
«Амвросия Медиоланского» в Россию, остаются неизвестными. В
XX веке русская духовная миссия подверглась политическим и
религиозным гонениям, а многие художественные ценности
оказались утрачены. Исследователи считают, что картина была
кем-то вывезена в СССР как полотно на исторический сюжет и
попала к потомственному врачу А. А. Арендту, сюжет, ошибочно
определенный как крещение князя Владимира, мог быть ему
особенно интересен.
В настоящее время восстановление православной церкви в Пекине
и позитивные перемены в русском духовном представительстве в
Китае придают выставке одного из спасенных полотен
Сретенского храма особый смысл. Указом Святейшего Патриарха
Кирилла от 7 февраля 2011 года на базе храма Святителя
Николая в Голутвине было учреждено Китайское патриаршее
подворье. Рядом находится дом, принадлежавший братьям
Третьяковым, где откроется филиал Третьяковской галереи.
Выставка сопровождается мультимедийной презентацией процесса
изучения и реставрации картины.
В рамках выставки проводится авторский цикл из 4 лекций
куратора С.С. Степановой «Следствие ведет искусствовед».
|