- Мне приходилось читать, что вы горевали по
поводу того, что не сыграли Соленого в «Трех сестрах»,
почему?
- Еще бы, это одна из самых потрясающих ролей русского
репертуара. Мне кажется, настольная книга у этого человека
«Фаталист» Лермонтова. Соленый трагическая, надломленная
фигура, и, доведись мне играть его, я, наверное, начинал бы с
поиска его слабостей. Вроде бы, их и нет у него, он
независимый, жесткий и колкий, как еж, но, на самом деле,
любовь к Ирине проявляет их. Вот он весь, как сжатый кулак,
как натянутая струна, и только при виде этой женщины
понимает, что становится безвольным. Это и есть его любовь,
его слабость и даже боль. Он не стыдится этой боли, но
поскольку очень многое не принимает в этом мире, наверное, у
него есть внутренние претензии к себе за эту любовь.
- Вы пронзительно читаете стихи Геннадия
Шпаликова, приходилось ли в жизни проверять его магическую
строку - «Никогда не возвращайтесь в прежние
места»?
- Может, и приходилось. Однажды мы с братом поехали в
Петербург покупать мне машину. Первую иномарку. После
«Ворошиловского стрелка».
Когда ехали назад по дороге Петербург Москва, я предложил
заехать в мою воинскую часть. В стихе Шпаликова, конечно,
главное в «прежнем месте» то, что «там мама молодая и отец
живой», но и ощущение разочарования от созерцания того, что
когда-то было, тоже передано сильно. Вот и я на месте
территории, когда-то населенной людьми, застроенной домами и
солдатскими казармами, не увидел ничего, кроме кусков
фундамента, развалин стен и просто заросшего травой поля. И
меня посетила светлая грусть & Думаю Геннадий Шпаликов,
прекрасный сценарист и поэт, писал и об этом.
- В этом году вы снялись еще и в четвертом
российском фильме в технологии «аймэкс» - «Притяжение»,
каковы ощущения?
- Скажу одно - мой друг Федор Бондарчук снял картину не для
моего поколения. Для моего 10-летнего сына да. Очень яркое,
зрелищное кино о том, как в Чертаново прилетают инопланетяне.
Смотреть на это страшно. Убеждает. Но главное в картине тот
месседж, который Федор посылает молодежи, основной способ
существования которой - мобильный телефон и социальная сеть.
Письмо не назидательное, а предупредительное: молодым надо
читать его громко и сообща, собираясь большими толпами.
Послание написано с желанием пробудить их чувства, открыть
глаза на жизнь, остановить в бессмысленной гонке за пустотой.
У меня в картине роль чиновника.
- По какой формуле нужно жить, чтобы иметь
крепкую семью, например, одну жену, одного мужа, детей,
родившихся в разных эпохах?
- Нет у меня никакой формулы и никакого девиза, который висел
бы на стенке. Есть несколько поговорок с глубоким смыслом, но
произношу их только на ушко. На самом деле, и Пушкин, и
Толстой, и Достоевский, и Чехов, и Лермонтов, и Гоголь дают
огромное количество девизов и «формул» не просто для того,
чтобы остаться человеком, а, скажем, прожить жизнь так, чтобы
не было стыдно. Народная мудрость, анекдоты, повседневные
шутки
и разные бытовые случаи, о которых вы слышите на работе или
по ТВ, и являются теми подсказками, пользуясь которыми ты и
должен вывести внутри себя формулу, и совсем необязательно,
чтобы она была высказана словами.
- Есть ли у вас программа для сына?
- Да. Я не заставляю его заниматься ни спортом, ни музыкой,
ни рисованием, единственное, за чем слежу, чтобы он читал. А
еще он постоянно смотрит советское кино, на котором вырос я.
Буквально неделю назад он посмотрел две серии «Освобождения».
Перед просмотром я сказал ему «Сынок, в этом фильме нет ни
одного кадра компьютерной графики, все танки и взрывы
настоящие». И на него это произвело впечатление. Да он у меня
еще в первом классе ходил и пародировал Ролана Быкова из
фильма «Два товарища» - «Обои полетим&»
- С чем ассоциируется у вас понятие
Беларуси?
- Очень люблю столицу Беларуси, потому что Минск это вся
«Каменская», картины «Любовник» и «Мой сводный брат
Франкенштейн» и еще множество проектов. Когда я подсчитал,
сколько времени прожил в Минске на съемках, получилось более
трех лет. Очень красивый город, населенный совершенно не
амбициозными людьми, пострадавшими больше других во время
войны. На съемочной площадке я работал с костюмерами и
администраторами, осветителями и гримерами - основную часть
группы составляли всегда белорусы.
Нина Катаева
|