Большой, будучи большим оперным домом, постоянен в своем
интересе к творчеству Моцарта. Совсем недавно публика
штурмовала Новую сцену в дни представлений «Дон Жуана». Более
пяти лет не покидает репертуар «Волшебная флейта». Но Большой
продолжает осваивать оперное наследие композитора всех времен
и народов, включая его оперы и в свои концертные программы.
В исполнении «Свадьбы Фигаро» примут участие молодые певцы
труппы и Молодежной оперной программы театра, а также
приглашенные солисты, большая часть которых занята
и в репертуарном моцартовском спектакле Большого «Волшебной
флейте».
Есть и «специальный гость» сопрано Ютта-Мария
Бёнерт (Германия), солистка Кельнской оперы
и постоянная участница Байрейтского фестиваля, выступающая
на ведущих оперных и концертных сценах Германии, Австрии
и Швейцарии. Певица с обширным репертуаром, в том чисел
моцартовским, она дебютировала в партии Графини, которую
будет исполнять и в концерте Большого, в 2011 г. в Потсдаме.
В партии Фигаро выступит молодой бас-баритон, солист театра
«Геликон» Александр Миминошвили. Финалист
конкурса «Большая опера» телеканала «Культура» 2011 г.,
он уже знаком постоянным зрителям Большого театра: блестяще
пел Папагено в «Волшебной флейте». Не новички в моцартовском
репертуаре сопрано Алина Яровая (Сюзанна)
и баритон Константин Шушаков (Граф),
регулярно участвующие в исполнении произведений великого
австрийца на театральных и концертных подмостках.
В яркой и эмоциональной роли Керубино выступит меццо-сопрано
Александра Кадурина, характерно-буффонную
партию Бартоло исполнит бас Николай
Казанский, участвовавший во всех новых постановках
театра за последние три сезона. Партии Базилио и Дона Курцио,
относящиеся к амплуа «харбктерного тенора», прозвучат
в исполнении недавно принятого в труппу театра выпускника
Центра оперного пения Галины Вишневской Станислава
Мостового, запомнившегося блестящим исполнением
партии Юродивого в «Борисе Годунове» М. Мусоргского.
Небольшие роли Марцелины, Антонио и Барбарины исполнят
участники молодежной оперной программы Большого театра
Анастасия Кикоть, Григорий Шкарупа
и Нина Минасян.
«Чистый шедевр нежности и меланхолии»
Стендаль
«Свадьба Фигаро» наряду с «Дон Жуаном» и «Волшебной
флейтой» принадлежит к самым известным операм Моцарта.
Композитор создавал ее зимой 1785-86 гг., вдохновленный
комедией великого французского драматурга Бомарше. Либреттист
Лоренцо да Понте (написавший затем либретто к моцартовским
операм «Дон Жуан» и «Так поступают все») сумел ловко обойти
запрет австрийской цензуры на постановку крамольной
французской пьесы. Ему удалось убрать из оригинала почти все
социально-политические намеки без ущерба для динамично
развивающейся сюжетной линии, сохранив остроту ситуаций
и разнообразие характеров.
Формально принадлежа к жанру «opera buffa», «Свадьба Фигаро»
Моцарта да Понте далеко ушла от итальянского прототипа
комической оперы. Традиционные буффонные «маски» достались
второстепенным персонажам (Марселина, Бартоло, Базилио).
Главные же действующие лица настолько естественны в своих
чувствах и реакциях на сюжетные перипетии, что нередко
заставляют забыть о своей якобы «причастности» к этому жанру.
Фигаро не просто «ловкий слуга», никогда не унывающий плут,
который мгновенно находит выход из любой переделки. Моцарт
и его заставляет испытать страх быть обманутым и смятение
ревности под маской самоиронии.
Не только Графиня, чьи возвышенные переживания по поводу
потерянной любви супруга, скорее, ближе героине «серьезной
оперы» (opera seria), но и «субретка» Сюзанна наделена
подлинным, глубоким чувством, перед которым отступает
ее милое, насмешливое кокетство.
Даже Граф, которому отведена роль «одураченного господина»,
предстает перед нами живым человеком с противоречивыми
страстями. И для крохотной роли Барбарины у Моцарта нашлись
неповторимые штрихи. Но, пожалуй, самым необычным для XVIII
века персонажем оперы стал Керубино эта, по словам
музыковеда Виктора Городинского, «прелестная куколка,
из которой вылетит опасная бабочка Дон Жуан».
И в ариях, и в ансамблевых сценах «Свадьбы Фигаро» Моцарт
существенно обновляет оперные традиции, выстраивая объемные,
«многоступенчатые», но при этом невероятно динамичные
композиции с внезапными сменами эмоций и состояний. Чего
стуит, например, длящийся более двадцати минут финал второго
действия, число участников которого постепенно возрастает
с трех до семи, а темпы и тональности меняются восемь раз!
Довольно холодный прием, оказанный опере на премьере (она
состоялась в Венском придворном театре 1 мая 1786 г.),
не удивляет. Наверное, мало кто из современников мог
постигнуть всю глубину моцартовского шедевра. Тем большее
чувство отрады испытал автор в Праге, где оперу, поставленную
в декабре того же года, ждал настоящий успех.
Хотя на русские подмостки она попала значительно позже, наши
соотечественники оказались среди первых ее ценителей. Об этом
говорит изданная в 1795 г. в Петербурге карманная
книжка-альманах для любителей музыки, называющая «Фигарову
женитьбу» «...лучшим произведением сего великого мужа
и искусного художника» [Моцарта Б.М.]. Более полувека
спустя А.Н. Серов восхищался «органичностью музыкального
ведения сцен» оперы, «превращению всех лиц пьесы
в личности музыкальные, ... изяществом форм, чрезвычайной
умеренностью в средствах и равновесию всех музыкальных
элементов» моцартовского творения. А П.И. Чайковский
сделал собственноручный перевод либретто да Понте на русский
язык для постановки «Свадьбы Фигаро» силами студентов
Московской консерватории в 1876 г.
В Большом театре «Свадьба Фигаро» впервые прозвучала
в 1843 г. в исполнении артистов немецкой оперной трупы.
В 1868 г. ее поставила итальянская оперная труппа Мерелли,
выступавшая в те годы на сцене Императорского Большого
театра. Среди различных постановок оперы Моцарта на нашей
сцене в ХХ веке (первая из них увидела свет рампы в 1926 г.,
последняя в 1995 г.) следует отметить осуществленную
режиссером Борисом Покровским и дирижером Борисом Хайкиным
в «моцартовский» 1956 год (тогда отмечалось двести лет со дня
рождения композитора) подлинный шедевр
музыкально-сценического искусства, не сходивший со сцены
более двадцати лет.
Борис Мукосей
Подробнее: http://www.bolshoi.ru
|