24 сентября, среда, 19-30
СОСЮН КОТИЯМА/KOCHIYAMA SOSHUN 1936 – 81 мин. – ч/б
Режиссер: Садао Яманака
Фильм снят по известной пьесе Кабуки XIX века, известной под
сокращенным названием «Котияма и Наодзиро» («Kochiyama to
Naozamurai»). Ее автор – Мокуами Каватакэ (1816-1893),
премьера состоялась в 1881. Пьеса состоит из двух частей,
которые часто играются раздельно: «Котияма», или «Раннее
цветенье вишен в Уэно» («Kumo ni mago Ueno no hatsuhana»), и
«Наодзиро», или «Тропинка в рисовых полях в Ирия снежным
вечером» («Yuki no yube Iriya no azemichi»).
25 сентября, четверг, 19-30
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЧУВСТВА БУМАЖНЫЕ ШАРЫ/NINJO KAMIFUSEN 1937 – 86
мин. – ч/б
Режиссер: Садао Яманака
XIX век, эпоха Эдо. Бедный квартал в городе Эдо, где снимают
жилье рабочие-поденщики, мелкие торговцы, коробейники. В
одном из домов живут парикмахер Синдза и ронин (безработный
самурай, лишившийся хозяина) Матадзюро Унно. Чтобы не умереть
с голоду, Матадзюро с женой мастерят бумажные шарики. За
Синдза пристально следит главарь местных бандитов Гэнсити,
так как парикмахер без его дозволения устроил у себя что-то
вроде игорного дома.
Однажды в квартал заявляются полицейские: повесился старый
обнищавший ронин. Синдза и его соседи устраивают поминки по
нему, на которые из гордости не идет только Матадзюро.
28 сентября, воскресенье, 20-00
МАССАЖИСТЫ И ЖЕНЩИНА/ANMA TO ONNA 1938 – 65 мин. – ч/б
Автор сценария и режиссер: Хироси Симидзу
Конец тридцатых годов, полуостров Идзу. Курорт на горячих
источниках у горы Фудзи. Токуити и Фукуити, два слепых
массажиста, зарабатывают на жизнь, переходя от гостиницы к
гостинице. Лишенные зрения, они научились угадывать многое,
что скрыто от глаз обычных людей. В одной из гостиниц Токуити
встречается с загадочной женщиной Митихо, которая пользуется
его услугами, но на улице избегает его. Она явно от кого-то
прячется. Ей приятно общение с юным Кэнъити, но здесь таится
другая опасность: за Митихо начинает ухлестывать его дядя.
Кэнъити – зная к тому же, что к Митихо неравнодушен его новый
приятель Токуити, - уговаривает дядю уехать. Митихо не
успевает проводить его, она остается одна в темноте – повозка
уже далеко...
27 сентября, суббота, 19-00
ГОСПОЖА ОЮ/OYU-SAMA 1951 – 96 мин. – ч/б
Режиссер: Кэндзи Мидзогути
Фильм снят по повести Дзюнъитиро Танидзаки (1886-1965)
«Асикари», написанной в 1932 году. Для позднего периода
творчества писателя характерны, с одной стороны, тема
преклонения перед женщиной, а с другой стороны – тема
сексуальности как саморазрушительной силы. Повесть начинается
размышлением о знаменитых куртизанках эпохи Хэйан, которые
называли себя именами буддийских божеств. Писатель использует
реминисценции из классической литературы, его персонажи
появляются и исчезают как призраки в пьесах театра Но.
Героиня рассказа (и фильма) просит называть себя на старинный
лад – Ою-сама. Кэндзи Мидзогути, признанный режиссер «женской
темы», выбрал на ее роль главную звезду своих фильмов – Кинуё
Танака.
28 сентября, воскресенье, 16-00
ТАМ, ГДЕ ВИДНЫ ФАБРИЧНЫЕ ТРУБЫ/ENTOTSU NO MIERU BASHO
1953 – 106 мин. – ч/б
Режиссер: Хэйноскэ Госё
Фильм – пример мастерства Хэйноскэ Госё в переносе на экран
так называемой «чистой литературы» (именно это понятие японцы
противопоставляли коммерческой беллетристике). Автор повести,
по которой снят фильм, - Риндзо Сиина (1911-1973). Его имя
связывают, прежде всего, с феноменом японской католической
литературы. В свое время Сиина испытал сильное влияние
французского экзистенциализма. Фильм полон веры в
естественную доброту человека, и это сыграло не последнюю
роль в его успехе на Берлинском МКФ в 1953: он получил
Специальный приз Берлинского Сената. Как отмечает
исследователь М.Теракопян, по жанру этот фильм – сёмингэки в
классическом виде, все его мельчайшие детали собираются в
единую картину жи¬зни промышленного района Токио. Госё и
Сиина продолжали свое сотворчество, из которого в 1954
родились фильмы «Долина любви и смерти» («Ai to shi no
tanima») и «Петух про¬кричал еще раз» («Niwatori wa futatabi
naku»).
28 сентября, воскресенье, 18-00
ЛИВЕНЬ/SHU-U 1956 – 90 мин. – ч/б
Режиссер: Микио Нарусэ
Фильм снят по пьесе «Бумажный шар» (1926), автор которой –
один из ведущих японских драматургов нового времени Кунио
Кисида (1890-1954). Во многих фильмах Нарусэ, как в «Ливне»,
героиня попадает в безвыходное положение из-за личных или
социальных обстоятельств. Замечательная актриса Сэцуко Хара
играет женщину, которая не способна что-либо предпринять,
чтобы сделать свою жизнь счастливей. В 1950-е годы многие
женщины присоединялись к армии рабочих и служащих; но и этот
выход – найти работу – невозможен для героини из-за того, что
муж запрещает ей стать полноправным членом общества.
30 сентября, вторник, 19-30
ПЛАВУЧИЕ ТРАВЫ/UKIKUSA 1959 - 119 мин. – цв.
Режиссер: Ясудзиро Одзу
В 1934 Одзу снял немой, черно-белый фильм «Повесть о плавучих
травах» («Ukikusa monogatari»), один из своих предвоенных
шедевров. Спустя 25 лет он сделал римейк этого фильма,
звуковой и цветной. В новом фильме судьба бродячих актеров
описана с меньшей безысходностью, чем в ранней картине.
Впрочем, ссоры между главным героем и его любовницей,
отношение героя к сыну и другие линии поведения персонажей
бережно перенесены из первой версии во вторую. При этом
особое значение приобретают ностальгия по старинным манерам и
тонкий философский юмор, окрашенный глубоким сочувствием к
персонажам. В работе с актерами Одзу, как обычно, добивается
от исполнителей наилучшего результата. Гандзиро Накамура,
Матико Кё, Харуко Сугимура великолепно выполняют замысел
режиссера. Одна из вершин фильма – сцена, где сын и отец
рыбачат на берегу моря. Есть среди исполнителей и живая
«связующая нить» между двумя версиями...
1 октября, среда, 19-30
РЕКА ФУЭФУКИ/FUEFUKIGAWA 1960 – 117 мин. – ч/б (частично цв.)
– ш/э
Автор сценария и режиссер: Кэйскэ Киносита (по роману Ситиро
Фукадзавы)
XVI век, эпоха феодальных междоусобиц. В горной провинции
Каи (центральная часть острова Хонсю) правит клан Такэда.
Обнищавшие крестьяне, рискуя жизнью, нанимаются добровольцами
в войско – ради денежного вознаграждения и возможности
обрести достойное имя. Садахэй обрел такое имя: все его
предки и родственники храбро сражались. Все они погибли: кто
в битве, кто был убит за мелкие преступления, кого-то заживо
сожгли за то, что он непомерно разбогател.
Садахэй женится на хромой Окэй. В счастливом браке рождаются
три мальчика и девочка, но семья влачит нищенское
существование. Они кое-как сводят концы с концами, беря
поденную работу. Дети подрастают, сыновья уходят из дома
воевать, дочь идет работать в чужую семью. Клан Такэда терпит
поражение, все сыновья Садахэя погибают, и он остается один.
2 октября, четверг, 19-30
КОНФЛИКТ/KARAMIAI 1962 – 108 мин. – ч/б – ш/э
Режиссер: Масаки Кобаяси
Масаки Кобаяси – один из первых режиссеров студии Сётику,
отошедших от ее традиционного направления: мелодрам о
семейной жизни, где показываются тонкие чувства и внушаются
добрые человеческие отношения. «Конфликт» рисует беспощадный,
почти пессимистический портрет Японии, по духу гораздо более
близкий к европейскому кино тех лет, чем к сентиментальному
миру Кэйскэ Киноситы, учителя Кобаяси. Сами декорации и серое
тусклое освещение подчеркивают бесчеловечность того
жизненного театра корысти и жадности, в котором персонажи
разыгрывают свои роли. При этом секретарша Ясуко выступает
также в роли рассказчика, именно ее внутренний голос звучит
за кадром. Настрой фильма воспринимался как остро современный
и революционный по отношению к тому добродушию, которым в
целом было пропитано гуманистическое японское кино 1950-х.
3 октября, пятница, 19-30
ДОДЭСКАДЭН /DODESUKADEN
Режиссер: Акира Куросава
После пятилетнего молчания (предыдущий фильм «Красная Борода»
вышел в 1965) Куросава снял «Додэскадэн», свою первую цветную
картину. В 1960-е годы японская киноиндустрия переживала
кризис, многие продюсеры не соглашались финансировать работы
крупных мастеров, боясь больших затрат. Чтобы преодолеть эту
ситуацию, четыре замечательных режиссера – Акира Куросава,
Кэйскэ Киносита, Кон Итикава и Масаки Кобаяси – объединили
творческие силы и учредили «Совет четырех рыцарей» («Yonki no
Kai»). «Додэскадэн» - первый из фильмов, родившихся в этом
содружестве. Его героями намеренно были избраны обездоленные
люди, во многом сохранившие добрые чувства друг к другу, но
беспрестанно страдающие от ударов судьбы. В чем-то эти
персонажи, взятые из романа Сюгоро Ямамото «Город без времен
года», перекликаются с героями пьесы Горького «На дне»,
которую Куросава экранизировал в 1957. «Додэскадэн» снимался
на настоящей токийской свалке. Работа Куросавы с цветом,
поистине уникальная в эту эпоху, была, по его словам,
инициирована его знакомством с теорией драматургии цветового
кино С.М.Эйзенштейна. Фильм был номинирован на «Оскар» за
лучший зарубежный фильм 1970-го года, получил Специальный
приз Союза кинематографистов СССР на Московском МКФ.
Подробности о фильмах: http://www.museikino.ru/
|