 |
Первый концерт С. С. Прокофьева. Это один из наиболее часто
исполняемых концертов. В советские времена он постоянно
звучал в праздничные дни, особенно 7 ноября. Он очень
удобен, длится всего около 15 минут, и полон жизнелюбия и
жизнеутверждающих сил, энергии. И, конечно, вселяет оптимизм
и хорошее настроение, что и требовалось. Но достигалось это
изменением темпа до престо. Появлялась бравурность, концерт
звучал как пионерский марш. И после него, что было вполне
естественно, добавляли номера из симфонической сказки «Петя
и волк» того же Прокофьева. Юмор никому не мешает в
праздничный день. Надо сказать, что первый концерт написан в
1911, еще в студенческие годы, и совсем не принадлежит к
советской композиторской школе. В исполнении М. Рыба удалось
преодолеть массу штампов. Открыв партитуру Прокофьева легко
убедиться, что там написано: Allegro molto maestoso, а совсем
не Presto, и даже не Allegro molto vivace. Главная тема
солирующего фортепиано зазвучала величественно, «маэстозно»,
если сказать на музыкальном жаргоне. И музыка изменила смысл.
Появилась «фанфарность» звучания, в которой неожиданно
узнаются более поздние произведения Прокофьева трубы на
площади Вероны из балета «Ромео и Джульетта». Воссоединилась
прерванная связь. Образы, которые появляются дальше, во
многом близки образу Меркуцио из этого же балета, полного
саркастичности, гротеска, ироничности. В Концерте появилась
выпуклость, рельефность, театральность и тарантелла уже не
напоминает пионерскую псенку. А в лирической части во многом
узнаются сказочные картины из другого балета «Золушка». В
каденции опять появляется «фанфарность», «маэстозность».
Собственно, это и вселяет радость жизни. А совсем не легкость
бравурного марша.
Я бы настоятельно рекомендовал попасть на концерт Михаила
Рыба. В антракте мы стоим в коридоре и бесконечно
рассказываем друг другу, как играет Михал Михалыч. И после
концерта, наше обсуждение продолжается.
- Он никогда не выпячивает себя. Он всегда идет ровно с
оркестром. Говорит музыкальный критик Владимир Ойвин. - Он
растворяется в музыке.
- А когда он играет фортепьянные произведения, то никогда не
выпячивает свою интерпретацию, а играет автора, вторю я ему.
Его манера исполнения неуловима, он ее прячет в ноты, то есть
в саму музыку, он себя никогда не показывает, а показывает
именно музыку.
Кто-то возражает и говорит, что так должен играть каждый
пианист. Однако это не так. Чаще впереди идет манера
звукоизвлечения. А потом индивидуальность, потом
интерпретация. И, вообще, разве можно сегодня сыграть
классическое произведение без интерпретации? Не знаю, но
Михаил Рыба может.
Если музыка однажды вошла в тебя, то хочется бесконечно
говорить о ней. И в Интернете идет непрерывное обсуждение и
прослушивание записей. Их тысячи. Официальные и
профессиональные, отрывочные, пиратские и любительские. С
видео и только со звуком. И число просмотров и прослушиваний
растет изо дня в день. Все хотят слушать музыку, все хотят
узнать тайну классиков.
Михаил Рыба сын нашего знаменитого баса-профундо Михаила
Рыба, для которого писал еще Дмитрий Шостакович. Сохранились
надписи на полях партитур с автографом великого композитора,
посвященные певцу. А молодому пианисту, еще в начале
творческого пути, пишет на полях своей партитуры Тихон
Хренников: «выдающемуся пианисту, изумительному музыканту...
с восхищением»
Михаилу Рыба посвящают композиторы свои произведения, как
например, профессор Академии им. Гнесиных Муравлев посвятил
ему этюд-картину «Ручей у стен старого замка».
Любимый ученик В.К. Мержанова непременный участник концертов
его памяти. Виктор Карпович всегда отличал Михаила Рыба,
ставил его в числе первых на концертах. «Его игру отличает
тонкая музыкальность, глубокая содержательность, высочайший
профессионализм», так характеризовал своего ученика Виктор
Мержанов.
Известный музыковед Жанна Дозорцева, которая в своих
программах, предваряет исполнителей, однажды со сцены
Большого Зала Консерватории произнесла крылатые слова,
разлетевшиеся по многим статьям, по Интернету, по записям. «Я
не знаю, кто ещё у нас в России может сегодня так играть
Баха, как Михаил Рыба. Не понятно, как ему это удается».
Михаил Рыба составил и сыграл оригинальнейшую авторскую
программу «Танцевальная музыка Баха». Такого до него еще
никто не делал.
Вот что пишут социальные сети: «На сайте Московской
филармонии увидела видеозапись концерта от 22.03.15 в КЗЧ, в
котором М. Рыба исполнил 1 и 5 клавирные концерты Баха.
Запись очень впечатлила редким и глубоким пониманием самой
сути баховской музыки. Поразительно сочетание четкой
артикуляции каждого звука и, в тоже время, постоянного
ощущения тока мелодической линии. Неспешные темпы позволяют
сконцентрироваться не на внешних эффектах, а на поисках
смысловых оттенков внутри самой музыки. В общем - позвольте
выразить восхищение Вашей интерпретацией этой великой
музыки».
Иногда любители объясняют суть исполнительского мастерства
лучше, чем самые искусные музыковеды. Не в обиду будет
сказано.
В репертуаре пианиста концерты Баха, Моцарта, Бетховена,
Вебера, Шопена, Метнера... Если перечислять с какими
оркестрами играл Михаил Рыба, то не останется места для слов
в моем и так небольшом эссе.
В ряду классиков, которых исполняет пианист, стоят и
современные композиторы, и совсем уже неожиданно джазовые.
Нужно быть воистину виртуозом, чтобы исполнить
головокружительную импровизацию: Джазовую сюиту для
фортепиано с оркестром А. Цфасмана.
Михаил Рыба открывает неизвестное, например, 1-й концерт
Метнера он исполнил впервые. Музыка этого вечного скитальца,
расцвет творчества которого пришелся на самые смутные времена
России, нашедшего в конце концов приют в Англии, доходит до
нас сегодня наполненная огромной любовью к Родине. Не слепой
любовью, но открывающей истинные национальные ценности. Такой
нужной нам сегодня. Открывает то, что мы в своей культуре не
ценим, что привыкли не замечать и даже ругать. Вот,
собственно, почему стоит послушать пианиста Михаила Рыба.
Лев Алабин
|