Кураторы фестиваля Наталия Монахова и Андрей Слащилн
предлагают зрителям исследовать крайние формы одного из
популярных направлений современного искусства. Видеоработы,
которые демонстрируются на фестивале, находятся, по мнению
кураторов, на пересечении плохого искусства (bad art),
«плохой» живописи ("bad" painting, трансавангард) и
плохого кино (B-movies, культовое кино, кэмп и трэш), но до
сих пор не выделены в отдельную категорию для полноценного
изучения искусствоведами и культурологами.
В IV выпуске фестиваля в Галерее Ходынка, помимо
традиционных, уже полюбившихся зрителям рубрик «От плохого
кино к плохому видео», «Действительно плохое видео»,
«Сообщение», «Искусство про искусство» и других, будет
представлена site-specific рубрика «На сцене». Ее место
рядом с роялем, а ее название говорящее, поющее и
танцующее. Художники здесь заявят о себе подобно пионерам
видеоарта прямым взаимодействием с камерой. Но в отличие от
пользователей социальных сетей, которые ежесекундно создают
похожий контент, они не хотят понравиться другим, не
рассчитывают на 15 минут славы, не продают товары или услуги,
а выясняют свои отношения с искусством: действительно ли они
так уж хороши или на самом деле плохи и хуже некуда?
Четвертый год подряд кураторы фестиваля настаивают на
использовании определения «плохой«». Но не в качестве
установки «мне не нравится, поэтому плохой» или морального
суждения вроде «про войну, смерть, страдания, расизм,
коррупцию... поэтому плохой», а в качестве суждения вкуса. И
хотя некоторые из художников, которые подают заявки на
фестиваль, при ответе на вопрос, почему их видео является
плохим, апеллируют к моральной составляющей, кураторы при
отборе работ отталкиваются от общепринятого понимания
«плохого» как термина в искусстве и кино.
В 1978 году в Новом Музее в Нью-Йорке Марша Такер показала
работы 14 художников на выставке «Плохая» живопись». В пресс
релизе Такер отмечает характерный для участников выставки
«отказ от концепции прогресса» и «пренебрежение нормами
хорошего вкуса». Однако Такер заключает слово «плохой» в
кавычки, подчёркивая, что это «ироническое название для
качественно написанной картины».
Плохой видеоарт также зачастую игнорирует прогресс в области
аудио- и видеотехники. Художники эксплуатируют lo-fi
эстетику, случайно (не уделяя должного внимания форме) или
намеренно используют грубый монтаж, не редактируют цвет и
звук или ухудшают изображение и накладывают раздражающий
звук.
Как и «плохая» живопись плохой видеоарт нарушает нормы
хорошего вкуса не только визуально, но и в плане содержания.
Плохой видеоарт может игнорировать этические нормы, работать
с низовой культурой, быть трэшевым или кэмповым, или просто
изучать «не актуальное».
В отличие от Такер кураторы фестиваля говорят о плохом без
кавычек. Плохой видеоарт может быть любым качественным или
нет. Одна из художественных задач фестиваля работа с
категорией качества в искусстве. И слово «плохой», по мнению
кураторов, является триггером для начала дискуссии.
Правомерно ли оценивать искусство как плохое или хорошее?
Можно ли говорить о хорошем и плохом вкусе применительно к
искусству вообще и видеоарту в частности? Или вопросы вкуса
это прерогатива cinema studies, не применимая к video art
studies?
Как писал Бурдьё, невозможно полностью избавиться от
иерархий. Значение и ценность культурного объекта зависит от
системы координат, в которую он помещен.
Если что-то назвать «плохим» и демонстрировать это, возникает
игра, в которой нельзя проиграть. Зрителю может не
понравиться увиденное, но он не будет обманут. Ему не обещали
ничего хорошего, наоборот предупредили, что рассчитывать не
на что. Здесь не Лувр, сказали ему. Какая Венера? Ее тут нет.
Здесь не соревнуются, не пытаются удивить. Просто показывают
плохой видеоарт со всего мира, потому что он в этом мире
есть. Есть художники, которые настолько бесстрашны, что
готовы участвовать в фестивале, не боясь «дурной славы».
С 2017 года и по сегодняшний день Фестиваль плохого
видеоарта является хорошим примером успешной международной
коммуникации вне географических, социальных и культурных
границ и придуманных иерархий.
Программа фестиваля не рекомендуется для просмотра лицам, не
достигшим 18 лет.
|