|
Деревня Никола-Ленивец, что на реке Угре - давно и хорошо
знакома ученым, историкам, археологам, а с недавних пор и
архитекторам, художникам и дизайнерам. Живописный ландшафт,
особая атмосфера, по всей видимости, унаследованная от
великого Стояния 1480 года при великом князе Иоанне III
Васильевиче на реке Угре, вдохновили как-то художника Николая
Полисского на создание оригинальных сооружений из природных
материалов, а после и на проведение уже традиционного
фестиваля лэнд-арта «Архстояние».
Конечно, само Стояние было не совсем в деревне
Николо-Ленивец, и даже не в соседних Звизжах, хотя именно на
этой территории расположены основные объекты лэнд-художников.
Но река Угра -та самая, а место в любом случае - заповедное.
Да и по мнению ученых, в настоящее время смело можно говорить
о серьезном курганно-поселенческом комплексе археологических
объектов, выявленных в ближайших окрестностях деревни. Они
датируются с эпохи раннего железного века (1 тыс. лет до
н.э.) и до периода позднего средневековья (XIV -XVII в.в.).
Этот объект был детально изучен еще в 1930-е, однако из-за
слишком активных раскопок, а также бурной хозяйственной
деятельности был нарушен исторический микрорельеф: от прежней
привлекательности не осталось и следа. Большие ямы, отвалы от
них, хаотичная поросль деревьев. Но художники, почувствовали
всю историческую мощь и силу места -и частично воссоздали
атмосферу, например, одного из этапов существования городища,
когда на его площадке находилось святилище -место для
совершения религиозных обрядов.
В прошлом году велись исследования в пойме реки Угры еще
одного археологического объекта - селища, которое, как
оказалось было на месте, где теперь находится одно из уже
культовых творений Николая Полисского - Маяка. Дело в том.
Что когда практически в поле, внизу обрыва, на берегу реки
водружали из металлических конструкций и деревянных прутьев
Маяк - в почве были найдены осколки древних глиняных сосудов.
Так или иначе - место у «Архстояния» - не простое, уникальное
и историческое. Поэтому, в связи с особой насыщенностью
окрестностей деревни Никола-Ленивец объектами археологии,
подлежащими особой охране, перед художниками, и в первую
очередь, парком - встает неимоверно сложная задача: не просто
сохранить исторический природоохранный объект, но и в чем-то
даже восстановить, дополнить. Вот с 2006 года команда во
главе с Полисским и творила здесь, уединившись от московской
суеты за 240 километров. Но вот уже второй год, как команда
Полисского не работает над «Архстоянием». Исключением был
ВЕЛИКИЙ БОБУР в 2013-м. Иначе и не назовешь - великий и
ужасный, навеянный центром Жоржа Помпиду в Париже (его
комуникациями, выведенными наружу), «Бобур» - величественно
охраняет своими «хоботами» весь парковый ансамбль, и «трубит»
о своей революционности тихо и по делу. Вместе с командой
Николая ушел размах, сместился и вектор развития: с
ландшафтной архитектуры перешли на перформансы, аудио- и
видеоинсталляции.
А так - в этом году «Архстояние» заявляет о завершении
строительства высотных бельведеров в ландшафтном парке
Версаль. «Все, хватит. Наш будет не последним, но завершающим
аккордом», - говорят авторы объекта, возведенного строения из
бревенчатых блоков «Ленивый Зиккурат» - проектная группа
«Поле-дизайн», Владимир Кузьмин и Николай Калошин. Больше
территория фестиваля расширяться не будет, все художники
работают на ней, внутри того, что уже есть. Так, главным
лейтмотивом этого года - стало «время». Вот, что говорит по
этому поводу куратор международной команды Ричард Кастелли: В
общественном сознании по очевидным причинам архитектура
обычно ассоциируется с понятием пространства, тем не менее,
ее не следует лишать временного измерения. Прежде всего,
потому что архитектурное творение никогда не является чем-то
застывшим, потому что оно разрушается, изменяет свое
предназначение, но также и потому что восприятие
архитектурных объектов изменяется, так как изменяется
общество, которое существует вокруг него. Природа
«Архстояния», которое является одновременно и архитектурным
событием, и красочным фестивалем - хорошее основание для
того, чтобы наблюдать временную составляющую архитектуры».
Кстати, то, что одним из кураторов стал Кастелли и вообще
иностранные художники в этом году правили баллом, - дело
вкуса. Но очевидно, что фсетиваль стал больше биеннале, а не
площадкой лэнд-арта. Японка Сашико Абе в полной тишине
(слышен только моторчик электроножниц) часами резала белые
листы формата А4, создавая вокруг себя белую пену и бумажные
облака. Она уже мировая звезда - её приезд - удивительное
событие. Но, попасть на аудиенцию к бумажной леди - не так
просто. Необходимо было отстоять часовую очередь. Вообще, в
этом году - чтобы что-то увидеть и даже услышать нужно было
запастись неимоверным терпением и временем. Везде очереди.
Так, например, чтобы забраться на смотровую площадку
«Зиккурата» и послушать музыку Сергея Касича (перформанс
«Атональная архитектура») - тоже надо было постоять. В сарае
«Функциональное мычание» разместилась зрелищная «Купель»
Алефа Вейсмана оптическая инсталляция, имитирующая с помощью
зеркал бесконечность. - До неё добраться было еще труднее -
очередь, заполнение бумаги, в которой надо было расписаться,
что ты не шизофреник, не в состоянии алкогольного опьянения и
т.д. Но результат того стоил! Представьте себе -
бесконечность, зачарованная реальность, манящее стекло и вы
посреди.
Многих разочаровал такой подход не архитектура и лэнд-арт, не
массовые перформансы, не гигантские новые тропы-батуты, а
звуки, смыслы. Биеннале и лучшие представители галерейных
форматов. Но в этом и был особый смысл. «Архстояние в этом
году это, прежде всего, яркое завершение истории высотных
бельведеров вввввв ландшафтном парке Версаль, пространство
которого наполнится новыми маршрутами и смыслами».
Можно всегда искать плюсы и минусы но поверьте «живые часы»,
т.е. «Ленивецкие часы» Марка Форманека по среди
подсолнухового поля стоили того. Это проект о природе
времени. В течение всего фестиваля, более 30-ти часов
непрерывно группа цирковых каскадеров собирала деревянные
часы, показывающие точное время. Специальная конструкция, к
которой крепятся палки, из которых выстраивается реальное
время часы и минуты. А сколько на ваших? 18:35, 18:36,
18:37,.. Их видно ото всюду, -давай встретимся в
?часов,?минут а где? Под часами! Зритель, смотрящий на часы
видит не только их, но и людей, которые его создают. Люди
очень размеренно, каждое движение отлажено и доведено до
автоматизма, тратят время на вроде бы бесполезное занятие
визуализацию времени. Они на грани провала и срыва. Но все
работает точно, по чесам. Говорят, этот же объект немцы
делали огромнейшей командой и не так долго. У нас же все
слаженно, Угра с подсолнухами помогает и всего несколько
человек. Под конец появилась вместо времени надпись имя
девушки анна. Быть может случайно, но кто знает?
А вот «Облачная кухня» - еще один, на первый взгляд,
совершенно бесполезный объект. Вы часто наблюдаете за
облаками? Когда-то Полисский и компани делали масштабное
строение «Место наблюдения за облаками», теперь автор проекта
Жан-Люк Бриссон и повар-кулинар Мари-Жози Орденер предложили
гостям фестиваля попробовать облака на вкус. Суть проекта
сбор рецептов и создание специфических блюд, в составе
которых есть облака в форме, например, сахарная вата,
ингредиентах кислородный коктейль, или в способе
приготовления вот по синему желобу буквально плывут клецки и
падают в солнце желтый соус. Все рецепты для повара-француза
были из России. Ну и жители деревни Звизжи, давние знакомые и
участники «Архстояния» не подвели. Говорят, это именно их
идея добавит чеснок в сахарную вату. Не все, что создали
художники, было действительно вкусно, но и облака бывают
различными: перьевые, грозовые, барашками.
Так или иначе если кто-то хочет шашлыки, баню, мороженое,
крики под гитару и водку - всё это есть и во дворе, и в
гараже, и у подъезда для этого не надо приезжать на
фестивали, а вот лекции о болотах, пение птиц, рассветы и
закаты, поклонение деревянным чудикам и радужным листочкам
это здесь и сейчас. Можно дождаться следующего года, приехать
на фестиваль и все увидеть самим, правда, все уже
переменится. Все будет иначе. Не лучше и не хуже, но
по-другому. Но точно будут река Угра и деревня
Никола-Ленивец.
Ирина Курбанова
|