Наверно такая ностальгия уже началась. Фильм Владимира
Щеголькова "Одна любовь на
миллион", появившийся в весеннем кинопрокате,
как раз история о вольностях перестроечных времен, когда,
кажется, из каждой подворотни торчал пистолет и сумка и
долларами, иногда фальшивыми. Именно вокруг фальшивого
миллиона долларов и крутится действо фильма. «Одна любовь на
миллион» это динамичный экш с шикарным саундтреком, с
незамыленными актерскими лицами в главных ролях и довольно
колоритными второстепенными персонажами. Здесь много юмора,
иногда очень черного, и еще есть что-то неуловимое,
по-настоящему заводное. Можно говорить что это очередная
калька с Тарантино… А можно и не говорить, потому что так или
иначе, картина сделана на совесть, а ее появление факт
состоявшийся.
«Май» - постсоветский и постперестроечный
миф о любви, тоже имеющий непосредственное отношение к
ностальгии. Чем-то картина напоминает «Выйти замуж за
капитана», только героиня уже не фотокорреспондент – а
проститутка, которая почему-то напоминает Яковлевскую
«Интердевочку» (даже по образованию врач). Этакая умная
образованная и слегка несчастная столичная путана. Ее
избранник - профессиональный военный, его друг – милиционер.
Милиционер по совместительству является держателем борделя, и
при этом, весьма положительным персонажем. В общем
«смешались в кучу кони, люди…» Действо происходит в наше
время, но кажется, только Наташи Ростовой тут не хватает для
полного комплекта…
Лейтмотивом фильма проходит бессмертные строки Симонова «жди
меня и я вернусь…», которые герои то и дело произносят по
поводу и без повода. «Май» - неудачная попытка связать
воедино культуру разных эпох и по сути разных держав –
бывшего СССР и нынешней России, сказка, рассказанная
закадровым голосом ребенка, сказка местами переходящая в
полный сюр…
«Три дня в Одессе» - ностальгия уже не по
перестройке, а по временам разгульной послевоенной Одессы, по
крепким парням, прошедшим настоящую войну и девушкам в
ситцевых платья. Главное, что бросается в глаза при просмотре
картины - слишком вольное отношение к историческому
контексту. То бандиты совершают, вооруженный налет на
ресторан с автоматами в руках, то похищают человека на улице,
среди белого дня на глазах у изумленной публики, то кидают
гранаты в подъезде жилого дома… Не советская Одесса, а прямо
настоящий Чикаго. А в остальном… в фильме нет ничего
особенного, ничего плохого, и ничего нового.
«Неваляшка» – еще одна картина весеннего
кинопроката. Это история боксера-легковеса, интересующегося
в жизни только спортивными достижениями. Ему так хочется
попасть тяжеловесы, что ради этого он готов рисковать жизнью.
Неваляшка выходит на ринг в свинцовых трусах, а еще он
влюблен в заморскую фотомодель… Он невероятно однолинейный,
глуповатый и местами нелепый, но все-таки герой, настоящий
мачо, персонаж для российской культуры абсолютно непривычный,
и потому выглядящий довольно свежо.
«Я остаюсь» - неплохая картина с легким
налетом сериальности. Очень забавно показан загробный мир,
очень ненавязчиво сказано о вещах серьезных и даже
страшноватых. По сюжету фильма герой выходит из комы и
возвращается к жизни. А в реальности – это последняя
завершенная работа Андрея Краско, который ушел туда, откуда
не возвращаются прямо на съемках картины «Ликвидация». Роль
в «Я остаюсь» внесла в судьбу человека и актера такой
жутковатый символизм…
«Внук Гагарина». Сразу надо сказать, что к
семейству первого космонавта все это не имеет ни малейшего
отношения. Фильм о разумном, добром и вечном очень
подходящий для подростков и еще для демонстраций на фестивале
«Сталкер»… Главный герой фильма детдомовский
подросток-негритенок Гена Гагарин, или как сейчас принято
говорить «черный». Мальчик родился в России, читает наизусть
«Мцыри» и всем рассказывает о том что он внук Гагарина. А
дальше все как всегда, все, что полагается в подобных
картинах острой социальной направленности – размолвки с
однокашниками, с хулиганами, с невесть откуда взявшимся
братом-художником, разборки взрослых между собой, а в центре
всего судьба ребенка, даже внешне не вписывающегося в
привычный контекст.
«Тупой жирный заяц». Сентиментальная
лиричная трагикомедия о жизни провинциальной труппы. Пожилой
спивающийся актер детского театра вынужден каждый день
надевать желтый плюшевый костюм и изображать на сцене зайца.
Только в заячьем костюме метущейся натуре актера не сидится,
так и тянет произнести на сцене монолог Гамлета… Тут же
проблемы с начальством, размолвки с женой и любовь к молодой
коллеге. Если бы по сценарию герой был не актером, а мелким
клерком или даже большим начальником – то по большому счету,
все его проблемы выглядели бы типичной бытовухой и нисколько
не привлекали внимания. Однако фокус в том, что перед нами
«тупой, жирный заяц» в желтом костюме со смешными ушами, а
вокруг пестрые декорации, сны про «явление Михалкова» и
вообще какая-то трогательная щемящая атмосфера жизни
маленького города, и желтые осенние листья в последних кадрах
картины…
Анна Юферева
|