Это поистине сокровищница кино насчитывает более 60 000
единиц хранения. Ежегодно здесь проводится фестиваль
архивного кино «Белые Столбы». В этом году прошел XI-й по
счету фест. По сложившейся традиции участников и гостей
фестиваля знакомят с незаслуженно забытыми или по разным
причинам малознакомыми картинами прошлых лет.
На фестивале этого года побывали Ирина Скобцева, Эльдар
Рязанов, Всеволод Шиловский, Вениамин Смехов, Светлана
Дружинина, Родион Нахапетов. Ежегодно в столбы наведывается
живой классик нашего кино Марлен Хуциев, по совместительству
почетный президент фестиваля. Как говорит, ездит сюда в
оздоровительных целях – надышаться ароматом старого кино.
Кстати сказать, в этом году хуциевская «Весна на Заречной
улице» отметит свой полувековой юбилей. Другой частый гость
феста - Ганс Шлегель, историк кино, один из отборщиков
Берлинского фестиваля. Среди других завсегдатаев – архивисты
из Чехии, Польши, Японии.
В числе традиционных рубрик фестиваля: «Великие столетия»,
«Конфронтация», «In memoriam», «Анимация: краткий курс» и
«Короткометражное кино».
Столетники-2007 – Зоя Федорова, Александр Столпер, Юрий
Екельчик, Василий Соловьев-Седой. Соловьев-Седой писал много
музыки для кино – «Небесный тихоход» (1945), «Первая
перчатка», «Донская повесть» (1964). Знаменитые соловьевские
«Подмосковные вечера» в исполнении Владимира Трошина впервые
зазвучали в «Днях Спартакиады» (ЦСДФ, 1956).
Выдающийся оператор Юрий Екельчик рано ушел из жизни – в
48 лет. В содружестве с Довженко он сделал «Ивана» и «Щорса»,
абсолютный операторский шедевр «Строгий юноша» А. Рома, он же
снимал «Весну» Г. Александрова. Своим мастерством светописи в
создании психологических портретов Ю. Екельчик блеснул и в
«Боевых киносборниках» (1942).
Александра Столпера мы знаем по его «симониане» «Жди
меня», «Живые и мертвые». На фестивале показали его дебютную
картину «Закон жизни» (1940), прожившую в прокате всего
сутки. После разгромной статьи в «Правде» картину закрыли.
Еще бы, - авторы посягнули на святая-святых - моральный
облик обкомовского лидера комсомола!
В 1937 году Сергей Юткевич поставил «Шахтеров» с молодой
Зоей Федоровой в главной роли. Федорова играет настоящую
комсомолку-стахановку, словно сошедшую с плакатов тех лет.
1937 год – год великого террора. «Врагов народа» искали не
только в «Шахтерах» Юткевича, но и в «Дочери Родины»(1937)
В. Корш-Саблина, и в «Госте» (1939) Г. Раппапорта и А.
Минкина. Время было такое, время тотальной шпиономании. Это
уже позже, в 60-е годы, во времена «холодной войны» европейцы
позволяли себе острить и шутить на тему шпионских страстей.
Примерно так, как в картине Эдуардо Молинаро «Восхитительная
идиотка» с неподражаемой Бриджит Бордо. На фестивале отметили
столетний юбилей трех французских классиков – Ива Аллегре,
Анри-Жоржа Клузо и Роббера Брессона. Генеральная тема Аллегре
- одиночество и бессилие человека, ситуации единоборства с
судьбой. Таков герой Жерара Филипа в его картине «Такой
хороший маленький пляж» (1948). Клузо известен нашему зрителю
по своему черно-белому шедевру «Плата за страх» с Ив
Монтаном. На фестивале показывали его осовремененную версию
«Манон» по сюжету Прево. Единственный фильм Брессона, шедший
в советском прокате «Приговоренный к смерти бежал». Главный
«герой» его картины «На удачу, Бальтазар» (1965) – святой
мученик осел Бальтазар и окружающие его люди.
Имена Джона Уэйна и Фреда Циннемана связаны с классическим
американским вестерном. Уэйн прославился в роли Ринго Кида в
лучшем вестерне всех времен и народов «Дилижанс» (1939) Джона
Форда. Его «Аламу», где Уэйн выступил сразу в двух ипостасях
– постановщика и актера, вестерн поистине эпического размаха,
повествующий о борьбе североамериканцем и мексиканцев за штат
Техас. «Ровно в полдень» (1952) Циннемана – один из самых
совершенных по исполнению и драматической глубине вестернов.
В его антивоенной драме «Мужчины» (1950) свою первую роль в
кино сыграл Марлон Брандо.
И еще два актерских столетия сэра Лоренса Оливье и Кэтрин
Хепберн. Оливье, по большей части известного у нас по
шекспировским ролям, любопытно было увидеть в роли мистера
Дарси в ранней экранизации Джейн Остин «Гордость и
предубеждение». Его «Ричард III» в те же дни шел в
кинотеатре «Иллюзион», где параллельно проводилось «Эхо
«Белых Столбов».
Здесь же показывали «Лев зимой» с Кэтрин Хепберн и Питером
О*Тулом. О независимом нраве своевольной Кэт в Голливуде
слагали легенды. Кэйт Бланшитт была великолепна в роли
легендарной Хепберн, возлюбленной авиатора-миллионера
Говарда Хьюза. За эту роль в «Авиаторе» Скорсезе актриса
была удостоена «Оскара». К слову сказать, сама Хепберн была
абсолютной рекордсменкой по «Оскарам». На ее счету их – целых
четыре! В картине Джорджа Кьюкора «Ребро Адамово» (1949) она
сыграла в паре со Спенсером Трейси, со своим многолетним
партнером и супругом.
Вспоминали здесь и ушедших в прошлом году Роберта Олтмена и
Джиллу Понтекорво. «Компаньоны» (2006) Олтмена, прошедшие у
нас в прокате – метафора лучшей Америки в стиле кантри – его
прощальный привет этому миру. Ну, и пожалуй, самое сильное
впечатление XI феста – антифашистская драма «Капо» (1960)
Понтекорво. Это пронзительная история юной еврейки,
пожертвовавшей собою ради спасения группы заключенных в
концлагере.
Ну, и в качестве фильма-сюрприза показывали видеофильм
киноведа и режиссера Левона Григоряна «Воспоминание о
«Саят-Нове». Это восстановленные пять новелл оригинала
параджановского «Цвета граната», подвергшегося в советское
время жесточайшей цензуре.
Ближе к закрытию прошел традиционный круглый стол
«Синематека XXI века». На круглом столе презентовали объемный
том киноэнциклопедии « Первый век нашего кино» под редакцией
известного нашего культуролога Кирилла Разлогова.
Владимир Дмитриев – главный отборщик фестивальных программ,
а по совместительству зам. Гендиректора Госфильмофонда,
похвастался последним крупным приобретением – черновой
вариант «Тихого Дона» С. Бондарчука.
В 2008 году Госфильмофонд отметит свое шестидесятилетие, а
российское кино свой столетний юбилей. Но это уже будет на
XII фестивале архивного кино «Белые столбы».
Осипова Гаянэ.
|