Первый шедевр - наделавший много шума «Парфюмер»
Тыквера, второй – картина более мыльная и более скромная
(если измерять масштабы премьерной шумихи), а именно «Черная
орхидея» Брайана де Пальма.
«Парфюмер» невероятно физиологичен, построен на крупных
планах и клиповом монтаже. Смотрится красиво и местами
впечатляет. При этом картина остается в памяти именно как
один большой клип, как что-то довольно плоское
одностороннее. Не смотря на приличную актерскую игру, никакой
особой глубины в «Парфюмере» нет, да и взяться ей, в
общем-то, неоткуда. За то словосочетание «Запах женщины», во
время просмотра картины, кажется, пришло в голову каждому
второму, и почти закрепилось за «Парфюмером» как второе
название.
Чем пахли духи Парфюмера мы так и не узнали, ведь запахи в
кино пока что не передашь. Однако надо отдать должное Тому
Тыкверу, который сделал все возможное, чтобы передать
различные человеческие реакции на запахи, передать все
вращения глаз и повороты носов. Кстати, носов фильме ужасно
много, есть в этом даже что-то Гоголевкое, да и вообще, как
один из вариантов финала… почему бы Гринулю, вместо того
чтобы красть у красоток их женские запахи, не превратиться в
Нос и не пойти прогуливаться по Невскому проспекту?
Впрочем, Гринулю это не нужно, он и так самый «неправильный»
маньяк в истории мирового кинематографа. Он, как и было
предписано Зюскиндом, все-таки создал свой шедевр, создал
чудодейственные духи, и получается, что был вовсе не
маньяком, а гениальным изобретателем.
Маньяк, а вернее маньячка из фильма «Черная орхидея»
оказалась более банальной, хотя и не лишенной артистических
наклонностей. Впрочем, начинается картина вовсе не с нее.
Новоиспеченный сотрудник полиции детектив Блэнчерд постоянно
просматривает пленки с кинопробами садистски убитой
Бетти-Энн Шорт. С экрана смотрит юная девушка с трогательными
влажными глазами, а герой с каждым днем все больше жаждет
найти убийцу. Тут он случайно встречает в баре почти ее
двойницу - женщину немного постарше, но невероятно похожую
на жертву. В общем, «Лоры Палмер» нет в живых, но есть ее
видеозаписи, есть похожая на нее вторая девушка, есть даже
агент Купер, вернее здесь его зовут Блэнчерд. Не «Черная
Орхидея», а прямо-таки «Твин Пикс» в укороченном варианте.
Если покопаться, можно найти сходство и с другими персонажами
сериала, сумасшедшая мамаша, например, очень напоминает
какую-нибудь Линчевскую героиню…
А если отбросить мистику, то вся коллизия в том, что бывший
боксер со вставными зубами, под прикрытием детективных
обстоятельств, добрую половину фильма ходит по бабам, ну…то
есть, мечется между двумя женщинами, блондинкой и брюнеткой
–остепенившейся проституткой Кэй, ныне верной женой
полицейского и аристократической гулякой Мэдлин, дочкой
богатого папаши.
Построен фильм как стопроцентный детектив, и подан как
стопроцентная американская мелодрама. Тяжелое детство и
успешная карьера главного героя, охи-вздохи вокруг чужой
жены, смерь напарника при исполнении и рыдания коллег, а под
конец еще всплывает тема заботы о ближнем.
Голая задница бывшего боксера, отраженная в зеркале со
старинной рамой вызывает в памяти полотна Рафаэля и этот кадр
без сомнения можно назвать эстетическим апофеозом фильма.
Интересно, что обе картины отдают какой-то брезгливой и
неестественной пролетарщиной… Оба героя – выходцы из бедных
семей, оба недолюбливают мир толстосумов, и оба постоянно
крутятся ни где-нибудь, а возле богатых дамочек… Это конечно
не специально, а исключительно по долгу службы. Правда, герой
Тыквера одержим желанием произвести духи с фантастическим
ароматом, а герой Брайана де Пальма желанием поймать убийцу.
Если бы Гринуль и детектив Блэнчерд встретились в одном
фильме, могла бы получится совершенно другая картина,
возможно даже интереснее.
Анна Юферева.
|