Новый фильм Вима Вендерса, действие которого
разыгрывается на фоне центральных улиц Лос-Анджелеса и
пустынных пейзажей поселения Троны, построенной на соляном
озере, в Долине смерти, представляет собой детективный
road-movie о современной Америке.Великая страна предстает под
двумя разными ракурсами: глазами патриотичного ветерана войны
во Вьетнаме с одной стороны и с точки зрения молодой
либеральной американки — с другой.
Бывший солдат Армейского Cпецназа США Пол одержим
стремлением защитить "страну свободы" и принять
участие в идущей сейчас "войне с террором". Его
ранили в битве при Лонг-Тхане, когда ему было восемнадцать, и
сейчас он все больше ощущает на себе последствия диоксинового
отравления — в результате воздействия дефолианта
"Эйджент Пинк" более тридцати лет назад. События 11
сентября воскресили его военную травму и вернули призраки
прошлого. Ему повсюду мерещатся враги,даже смех для него
«имеет арабскую тональность»,
он маниакально рыщет по улицам Лос-Анджелеса в фургоне,
начиненным самодельной шпионской аппаратурой в поисках
заговорщиков, коммунистов, террористов.
Лана последние десять лет жила в Африке и Европе, после
долгого отсутствия она возвращается на родину и начинает
заниматься работой в приюте в центре города, который помогает
бездомным "столицы голода" Америки. Она идеалистка
и все еще пытается найти свое место в мире. Но ее
христианская вера явно противоположна взглядам, которых
придерживается сегодняшняя администрация великой страны.
У Пола нет друзей, и он оборвал все связи с семьей. Его
затворническое существование в качестве самозваного радетеля
национальной безопасности рушится, когда в него входит Лана.
Она его племянница, которую он давно забыл. Ее дядя —
единственная связь, которая у нее осталась с семьей матери. А
для Пола это неожиданная обуза...
Став свидетелями убийства бездомного, выходца из
Пакистана, дядя с племянницей вместе начинают расследовать
этот инцидент, отправляясь в с трупом в мешке в американскую
глухомань — к сводному брату убитого...
Изнанка «страны контрастов» показана отвратительной и
безобразной, и это могло бы быть шокирующим. Однако внешняя
нищета ничто по сравнению с кошмаром происходящим в умах.
Тотальная разобщенность и паранойя сквозят отовсюду…
Подробности изображения бедных кварталов почему-то не кажутся
черным юмором или юмором вообще, ибо смешного тут крайне
мало. Это не трущобы Диккенса или Гирляровского или Брехта,
где все на своих местах, и даже нищие побирушки довольны
своим ремеслом... Здесь показана страна в которой будто бы не
уютно всем, и никто не на своем месте - начиная с арабских
эмигрантов, заканчивая коренными американцами…
Постепенно расследование приводит Пола к встрече со своим
«двойником» - лежачей больной старушке, у которой сломался
телевизионный пульт. Теперь она «прикована к одной
программе», как и Пол прикован к программе своей жизни.
И вот убийство, произошедшее на улице оказывается случайным
- его совершили не террористы, а подростки-наркоманы. Лана и
Пол возвращаются домой. Но уже не понятно, что именно
расстраивает героев больше – страшная сказка о терроризме, в
которой они привыкли жить, или то, что эта сказка вдруг
окажется вымыслом. Ведь находиться на войне с собой и со всем
миром стало так привычно… Перед глазами проплывают люди
живущие обычных домах и в полуразвалившихся трейлерах -
люди живущие в капсулах своего помешательства и не
способные замечать друг друга или хоть сколько то
приблизиться к реальности... За кадром звучит голос: «Помоги
нам Бог в нашей беспомощности», а два американца, стоят
возле стройплощадки, меланхолично и безмолвно оплакивают
разрушенные башни-близнецы.
Анна Юферева
|