|
В Булгаковском доме 26 ноября доме состоялась премьера фильма
Светланы Астрецовой и Лии Уваровой «Маленькие ночные
серенады». Проект уникален тем, что снят в относительно новом
для кинематографа жанре нейроанимации. На счету Светланы
Астрецовой - режиссера, сценариста, продюсера, поэта, члена
Экспертного совета Министерства культуры РФ по неигровому
кино несколько довольно-таки нашумевших документальных
фильмов: «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея
Дягилева», «Класс», «Вертинский. Одинокий странник». В
прошлом году в свет вышла еще одна ее картина «Булгаков. Этот
мир мой!». Все фильмы были замечены критикой и удостоены
разнообразных призов и премий. Широкий резонанс вызвали и оба
поэтических сборника Светланы «По направлению к готике» и
«Зеркальный лабиринт».
Светлана неоднократно признавалась, что ей комфортнее было бы
жить в Средневековье или Серебряном веке, а не в нашей
технологической эпохе. Однако на сей раз ей пришла в голову
невероятная идея: «Я всегда мечтала создать на экране
квинтэссенцию Красоты. Но средства документального (и даже
игрового)кино слишком ограничены реальностью. Нейросети стали
для меня выходом в открытый космос и дали абсолютную
свободу».
«Изначально, когда мы придумывали этот проект, нам очень
хотелось совместить искусство серебряного века с
нейротехнологиями, - рассказывает Астрецова. - Поэтому мы
подумали, почему бы нам не оживить работы Льва Бакста, работы
Константина Сомова - моих любимых художников Серебряного
века. Мы применили комбинированную технику,совмещали здесь
три подхода к анимации - нейроанимацию использовали для
фонов, персонажей мы оживляли классической прикладной
анимацией и рисованной анимацией. То есть три техники в одном
проекте, аналогов на данный момент еще нет».
Те, кто когда-либо пытался заниматься творчеством, используя
нейросети, знает, насколько это сложно. Начиная с правильной
постановки задачи для генерации контента. Еще сложнее
совмещать нейроконтент с традиционными техниками. Тем более
если вы хотите получить результат на профес-сиональном
уровне. За техническую сторону отвечала музыкант и AI-эксперт
Лия Уварова. «Как эксперту в области искусственного
интеллекта мне было очень интересно принимать участие в таком
амбициозном проекте, говорит она. Я считаю, что появление LLM
и генеративных моделей это не просто технологический прорыв,
а начало новой эры человечества с фокусом на творчество и
безграничную самореализацию».
Лента состоит из четырех частей: «Серенада искусству: Кровь
поэта», «Серенада успеху: Звезда родилась», «Серенада смерти:
Одна слезинка украдкой», «Серенада любви: Побег принцессы».
Каждая часть снята в стилистике определенного
художника-модерниста, а для каждого из художников, в свою
очередь, «подобран» близкий ему по стилю и эстетике поэт.
«Стилистика работ Леона Бакста, Александра Бенуа, Константина
Сомова, Обри Бердслея «зарифмована» с поэзией Николая
Гумилева, Игоря Северянина, Афанасия Фета, Жана Кокто, -
поясняет Астрецова. А саундтрек основан на музыке Оффенбаха,
Грига, Доницетти, Штрауса
и Минкуса». И надо сказать, что авторам эстетически вполне
удалось передать атмосферу соответствующего периода: на
экране действительно Серебряный век с изысканными
«картинками» из XIX столетия, но уже с приметами нового
времени, которое постепенно приведет нас к эре искусственного
интеллекта. Который, впрочем, являясь здесь одним из «главных
действующих лиц», нисколько не мешает и остается как бы за
кадром. Ранее «Маленькие ночные серенады» уже участвовали в
Венецианском кинофестивале, а также в отечественных
кинофестивалях «Свидание с Россией», «Крылатый барс» и
Zilant, и были отмечены рядом наград.
Светлана Астрецова и Лия Уварова не планируют останавливаться
на достигнутом. В ближайшее время они собираются создать
новый анимационный фильм по мотивам сказок Оскара Уайльда. И,
разумеется, также с помощью ИИ.
Ирина Шлионская
|