|
Собственно, сценарий и рок-мюзикл Михаила Местецкого «Год
рожденья» , по которому в 2023 году им же был снят
одноиименный фильм, про тот же мерзкий северный климат нового
одичания и оледенения России тоже попытка материализовать
мечту о более светлом будущем . «Металлогорсков» в России
сегодня пруд пруди! Комфорт в России это уже мещанство. И
панки в начале 1990-х активно против него протестовали.
Только, в отличии от хиппи, они бежали не в природные
ландшафты, а в пыльные каменные полуразвалины советских
домов культуры и клубов, забывших. Что такое ремонт. И
гаражей, естественно. Куда сливались все обломки старой
аппаратуры, радиоприборы, обрезки проводов и из этого, за
неимением нового, творились «силовые установки».
Мы, в то время 30-летние советские
студенты-аспиранты-интеллектуалы середине 1980-х «искали свои
корни», еще осваивали традиционное крестьянское многоголосное
пение в квинту от «носителей традиции» под покровительством
Фольклорной комиссии СК РФ, ездили в экспедиции в Полесье и
Усть-Цыльму к бабушкам. А ведь была и другая жизнь где-то
чуть сбоку: подворотни, семиэтажный мат, гитары, ирокезы и
дреды на грязных волосах, чулки на бабах в крупную сетку,
алкоголь, пьяные драки, электрические установки в гаражах и
ДК... Не то чтобы в них «корней» не было, но мало на
самовыражение дозволенного пространства в переходные эпохи, а
молодости необходимо о себе заявить. И погромче! А
безбашенность и громкость тех, кому армии не миновать
«бесчинства новобранцев» старинная русская традиция:
гармошки, драки, езда на тройках по огородам, хождение с
гирляндами платочков по деревне в слезах пьяных от водки
парней, которым на последок позволялось всё, потому что они
уходили может быть навсегда...
Получается, что панк-рок это кривой отголосок тех
традиционных «бесчинств», но в ландшафте современных
городов-человейников. Хотя Дмитрий Викторович Покровский
тогда мечтал, что совсем скоро люди начнут создавать
ландшафты для того, чтобы собираться на праздники и петь для
природы, в 1991 году все ландшафты застыли в долгострой. И
те, которые «корни» свои найти не успели, ушли в бизнес и в
партию. Панк- рок возник... Мне кажется... от несварения
новой реальности одичания.И тут создатель мюзикла и фильма
«Год рождения» Михаил Местецкий прав абсолютно! Герой его
фильма Филипп (актер Эльдар Калимулин) житель рабочего
мифического города Металлогорска (образ всех рабочих
городов), который вернулся (из
армии, конечно...) мечтатель из следующего поколения
рожденных не в СССР. Но он через останки панк-группы «Яичный
свет» в своей квартире (доставшиеся ему от «папы») мысленно
оживляет время, эпоху до себя, чтобы передать «яичный свет»
мечты своему будущему сыну. Такое стремление «оживить» и
одновременно «родить» в общем тоже редкость и аномалия
сегодня. Оно трогательно и позитивно!
Откуда выросли этот ор с улыбочкой и страсть к электричеству
и раскрытию тайной сущности вещей и людей через звук у лидера
рок-группы 1996 года «Яичный свет» Сопли (актер Юра Борисов)?
Ну, конечно же, от советских военных связистов,
электромонтеров и прочих «секретных электриков» советского
времени, которые многое знали, но не болтали зря. А после
«перестройки» ушли и вовсе «в отсавку» и «гаражи»! Так и
пошло: «...Макака
родил Иака... Иака родил Исаака.., Исаака родил Тупака....»
Ну, надо же как-то доходчи во объяснить неизбежность
наследственности и природных законов сегодняшнему
пофигистскому поколению. Местецкий-сценарист выбрал этот язык
«подворотен». И не ошибся. В 2023 году «Год рождения» стал
«фильмом открытия» Фестиваля актуального кино
"Маяк", 25 октября 2023-го показан в переполненном
Большом зале Петербургского Дома
кино на 33-м МКФ «Послание к человеку», а в смередине
сентября 2024-го он стал «фильмом открытия» Первого фестиваля
Федерации киноклубов России «Волна» в городе Рыбинске
(бывшилй г. Андропов, еще ранее царская Рыбная Слобода). И
там автора и композитора Михаила Местецкого нашла наконец
заслуженная награда «Белый Слон» Приз Национальной премии
кинокритики и кинопрессы России с формулировкой: «За музыку к
фильму...»
Рыбинское водохранилище не дрогнуло, Волга и Шексна не
потекли вспять, статуя Матери-Волги не была заменена на
памятник Вождя народов, дикая малина на берегах Волги
шелестела зелеными листьями и плодоносила второй раз, цвела
сирень и сладкие яблоки падали на набережной Волги к подножию
памятника «Человека с электромотором», сильно напоминающего
образ главного героя фильма Местеецкого в его «звездный час»
с бензопилой.
Михаил Местецкий в шортах и белой футболке благосклонно
отвечал на все вопросы публики. Он не отрицал, что «человек с
мотором» и отпиленная голова героя «напоминают» . Референсы
есть. Конечно «образ» и «мечта», а не просто «калька» с
Михаила Булгакова: чтобы мечты материализовались, надо чем-то
пожерствовать самым дорогим... Локации для съемок? Мурманск,
Москва. Мурманск однажды проснувшись офигел, увидев на горе
свое «новое название» железными ржавыми буквами и уверовал,
что это древнее название было десятки лет сокрыто от
местного населения. На вопрос, где он
взял такого потрясающего ребенка со взрослым лицом, он
ответил, что родители этого чудесного 2-летнего малыша,
узнав, что Михаил тайно снимал его в кино, будучи при этом
обычным «родителем» в том же детском саду, чуть не устроили
режиссеру «харакири». (Для справки: смертность в режиссерской
профессии самая высокая еще по советской статистике среди
всех гуманитарных профессий.) Но вот уже фестиваль давно
позади. Стылая осень. 7 ноября 2024 года... Греюсь весь день
у компьютера и думаю о вчерашнем просмотре «Года рождения» в
нашем Киноклубе отечественного кино «Родина» в городе
Йошкар-Оле. За окном подобие Металлогорска, глубинная Россия,
застывшая в СССР без капремонта. Яблоки здесь в этом году не
уродились, слива и вишня вымерзли в мае. Резиденцию
очередного бывшего Главы республики в центре города в конце
месяца выставляют на торги за почти 0.5 миллиарда рублей. Сам
бывший глава с 2016 года «сидит». «Сидит» и бывший мэр
города. Дороги с тех пор ремонтируют и показывают туристам
только в центре. «Веселое кино», которого давно просили
местные граждане, мы наконец-то показали! - Фильм с
отпиленной мужской головой, избитой о выступающие камни дорог
города , которая говорит рожающей жене (актриса Анастасия
Талызина) : «Надо мечтать, Марина! Иначе с ума можно съехать
в
этом Металлогорске!» Вот и мы в Йошке, как бы ни ходили по
оперным театрам, неумолимо движемся от «замершей
беременности» через одичание к мечте «металлогорскому чуду».
(Для справки : «Металлоогорское чудо» это когда при +10
градусах люди все еще собираются на площади не ради студня, а
ради того, чтобы петь и бить в барабаны!)
Итак, жуткий «хэви металл» в фильме это петушиный крик нового
поколения, которое выросло из ландшафта «долгостроя», и
«бельканто» от него ждать не стоит! Бельканто не проявится:
не из чего ему: леса вырубили, реки песком засыпали. И
печальный опыт отцов по-прежнему учит «политику партии и
правительства понимать правильно». Кричать во весь голос,
вообще открыть рот и как-то себя выразить через звук,
немногие сегодня решатся. Кричащий всегда в конфликте с
окружающим миром. Конфликты рождают фрактальное
взаимодействие. Поэтому драматургия фильма про-кричащих
разворачивается всегда стремительно и трагично, при этом
многие биографические тайны героев остаются за кадром. Одно
их объединяет: момент взаимодействия с милицией. В «Годе
рождения» милицией 1996 года, еще как бы человечной, а
современные главному герою работники
«ОВО» своими неловкими телами и унылыми лицами доводят мотив
«имитации деятельности» в фильме до гротеска, но они
необходимы ибо позволяют главному герою окончательно
расстаться с иллюзиями. И тут Михаил Местецкий, мне кажется,
«ретронул» в конец 1980-х, когда мы «искали корни», чтобы
«укорениться» в надвигающемся катаклизме. Герой-ретро - под
сценическим именем «Сопля» (в исполнении неотразимого Юры
Борисова), лидер рок-групы. Но уже после армии (как мне
показалось, настоящъий отец главного героя) - он берет
верхние ноты в своем коронном зонге, как очень правильный
вокалист, то есть мысленно проваливается в глубокие недра
своей души и тела, словно берет максимально низкий звук! (Я
бы даже попросила вожспроизвести в верстке матриала этот
момент!)А это ведь вокальная культура! И ее не пропьешь! И
когда его рот выворачивается наизнанку, как у
лучших теноров мира, пение превращается в хриплый крик!
Откуда взяться бельканто в постоянном холоде!? Ландшафты, как
и Родину, мы не выбираем. Они нас выбирают... Такое примерно
чувство после фильма... Немного растерянное и одинокое. Но
«степень несерьезности», позволяющая автору фильма «говорить
о самых серьезных вещах», как завещал нам Отар Иоселиани, в
этом фильме «видна», как тонкая ирония в хорошем анекдоте, и
она создает ему благородный шлейф для долгих раздумий и
скрипения мозгов зрителя. В неласковом холодном мире всегда
будут желанны розовый перманент на голове
молодой девушки, эфемерные наряды, белый диванчик, нежная
кроватка для младенца. Ведь,как сказано в Святом Писании, «
дела свои человек делает от силы, но тольков покое рождает
детей». Пушок в гнездышке, куда рождаются новые младенцы,
необходим Ведь даже птицы не выбрасывают птенцов на голые
камни...
P.S.-1. Но я чуть с кресла в зале не упала, когда Филипп
впервые показал своей любимой
красную телефонную трубку с номеронабирателем на ручке. Я эту
трубку знаю с детства:
у моего папы, военного связиста, она всегда была под рукой,
потому что могнли «дернуть» с
работы в командировку в любое время дня и ночи с вольтметром,
паяльником и этой самой
трубкой. Почему она именно красного цвета, не знаю. Но серпом
по сердцу...
P.S. -2. «Рабочий с электромотором» на высокой стелле над
Рыбинском. Все же не
случайно был выбран «фильм открытия» фестиваля... Бывшая
Царская Рыбная Слобода до
сих пор бы «купалась» икре черной и красной, ловила руками
севрюгу, идущую на нерест в
Шексну, если бы не технический прогресс и не строительство
волжского гидрокаскада.
И все фильмы фестиваля : «Год рождения», «Поедем с тобой в
Макао» Романа
Михайлова, «Мы жили долго и счастливо» Ильи Леухина, «Куба,
Марина» Константина
Богославского, «Чума» Дмитрия Давыдова, «Огненный лис»
Дмитрия и Анны Шпиленок,
«Эра» Вениамина Илясова и другие, все говорили об «отдаленных
последствиях»
техпрогресса для человеческой природы. Человек с
электромотором-бензопилой на самой
верхней точке города стоять бы ему там вечно! Только бы рыба
в Волге была!
P.S. - 3. Почему я в последней сцене фильма все время реву?.
Сегодня опять иду по улице и думаю: почему я реву и все время
в одном и том же месте?
А оказывается... Там барабанщик... в разгар общего бардака,
он садится за ударную
установку и - по рукам видно, что Мастер, и вот эти его РУКИ
на фоне разболтанной
от холодца и крови, от водки площади, и четкая упругая
дробь... Как фраза. Как мысль!
И это действует!.. Глубинное что-то... или чувство общности,
или из детства... но такой
гиштальт... не могу это объяснить...
Марина Копылова, Гильдия киноведов и кинокритиков СК
РФ (г.Москва),
Руководитель Киноклуба отечественного кино «Родина» (г.
Йошкар-Ола)
|