Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Больше, чем мгновение… «Le prince Andre’»

Попробуем разложить по полочкам сумбур интернет мыслей. Стройной адекватности не выйдет. Она и не нужна. Это про театр, не про политические новости, не про сочинение ЕГЭ. Хотя очевидные параллели иногда проступают. Новая постановка – бинокль в прошлое. Возможность близко увидеть далекое. И чтобы замахнуться на режиссуру такой великой вещи, как роман Толстого - нужно (как минимум!) ознакомиться с произведением не по диагонали. А еще лучше перечитать дважды с разницей хотя бы в десятилетие.

А скажите, вы искренне уверены, что новое театральное событие - авторский спектакль Алексея Рыбникова, где он композитор, режиссер -постановщик и сценограф достоин только отзывов с обсуждением декораций, единичного мнения о неточности исполненной ноты и восторгов  об эффекте колеблющегося пламени свечей на статичной картинке салонов? Мы точно говорим о Творце, за плечами которого опыт постановок «Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Литургии Оглашенных»? О человеке, чья музыка сопровождает сотню легендарных фильмов:  «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь» и «Тот самый Мюнхгаузен».
Выходит, что музыкальная драма Алексея Рыбникова «Le prince Andre» ждавшая оваций десятилетие, это про то, что зрители «услышали» мысли про любовь и интерьер? Серьезно?  Русский театр , отличающийся глубокомыслием, опустить до уровня ютюба?

Блогеры с клиповым восприятием реальности сплошь и рядом публикуют шедевры  описания премьеры. Пишут, что видят. Не задумываясь.  Ах, диваны слишком дешевые в салоне мадам Шерер. Ах, к чему зеркало улетело? Как ещё про столб света над кроватью умирающего не спросили?

Попробуем разложить по полочкам сумбур интернет мыслей. Стройной адекватности не выйдет. Она и не нужна. Это про театр, не про политические новости, не про сочинение ЕГЭ. Хотя очевидные параллели иногда проступают. Новая постановка   бинокль в прошлое. Возможность близко увидеть далекое. И чтобы замахнуться на режиссуру такой великой вещи, как роман Толстого - нужно (как минимум!) ознакомиться с произведением не по диагонали. А еще лучше перечитать дважды с разницей хотя бы в десятилетие. Целиком. Не в школьном сокращении. Тогда любовь, которая безусловно, одна из ведущих линий не покажется главенствующей. В сюжете романа столько намешано, что из пазлов можно складывать РАЗНЫЕ законченные картины. Одна из них - постановка театра Рыбникова на сцене "Градский Холл". Только вдумайтесь, сколько материала пришлось перевернуть театралам: историю костюмов, историю военных построений двух сильнейших армий, историю архитектуры того времени, историю танцев&

Батальные сцены, оставленные незамеченными любителями гламура, показали зрителю мощь и красоту тех сражений. Достоверные исторические детали великолепно собраны воедино. Пропустить такое уникальное событие - лишить себя возможности осмыслить происходящее сегодня. Посмотрите, как отточено маршируют французы. За каждым движением месяцы тренировок актеров. В день Бородинского сражения гренадеры были в полной парадной форме. Даже гольфики с белыми пуговичками. Всё передано максимально приближенно к реальности: внешний вид, выправка армий. А ещё& точные цифры. Статистика тех дней невольно перекликается с мыслями нашего времени.

За полтора месяца 600-тысячная армия Наполеона дошла до главного города России. Предводитель мечтал о свадьбе среди 200 русских церквей. Мечтал сделать Москву - столицей Франции. Да, тогда люди умели ставить перед собой амбициозные цели, при этом помнили про честь мундира. И даже не ждите сравнений с современными 25-летними парнями.  Мы о премьере. Сколько мыслей и обсуждений было тогда? Догадываетесь? Как перемалывали светскими сплетнями наполеоновские планы& Были ли они только личными? Уже тогда появлялись слухи о некоем масонском заговоре. А через двести лет и вовсе выяснилось, что Кутузов и Наполеон оказались братьями по  масонской ложе. Выводы событий тех дней переписались. Неизменным осталось отношение главнокомандующих двух армий - УВАЖЕНИЕ к силе и стратегии соперника. Это уважение в каждом эпизоде постановки: в помощи раненым бойцам, в обмене пленными. Ничего не напоминает? Вовремя остановлюсь, чтобы не дать повод перевести констатацию фактов о спектакле в крамольные мысли. Речь  не о примитивном сюжете классика. Здесь рассуждения автора и режиссера с позиции прожитых лет.
Это музыка того столетия, через музыку нашего времени. Разве не в этом фундаментальная уникальность русского театра?

Трактовка событий далеко не однозначна. Впрочем , как всегда. Много поводов для домысливания.

Тема неутихающих споров 1812 года виртуозно передана звуками. Осиный рой слов высшего общества, нарастающая тревога, бунт и вдруг надрывная правда прерывается одной фразой: «Кушать подано!» И духовное уступает место плотскому. Во всём: в войне, в чувствах Наташи. Неожиданно над всей этой суетой&.снег! Летит на сцену, кружит над зрителями. Словно прячет под новым белым листом уроки истории, чьи то амбиции. И уже нет прежних договорённостей, нет ушедшего в сторону сюжета. Есть только чистое поле нового дня. Есть начало&

И оно, как утрамбованное машинами времени растение, прорывается к солнцу и вновь звучит первыми слогами любви: "NA-ТA-SHA, Je t  aime, NA-ТA-SHA". Постановка для просвещенных ценителей русского театра. Сильно. Своевременно. Современно.  Хочется пожелать зрителям-новичкам: «Идите и слушайте!»  Просто слушайте и смотрите на восстановленные режиссером отрывки аристократического прошлого! Музыка имеет свойство проникать в душу. Душа и музыка  про смешивание чувств, про то, что в жизни нет исключительно черного и белого. Не делайте поспешных выводов: они не будут верными. Во всяком случае в мгновении.

Эту историю на сцене "Градский Холл" не надо мерить двумя часами. Вот увидите - она вернется к вам  новыми мыслями через день или через месяц. Вернется ответами.
Мне казались очень сильными первые постановки  фрагментов "Аллилуйи"  Алексея Львовича. Только теперь пришло понимание, что тогда была всего лишь Генеральная репетиция грандиозного успеха.
Превосходство музыкальной драмы - в невыносимой легкости передачи бытия. Без пафосного надрыва плакальщиц о тяжести русских судеб, без
модных стенаний о безысходности.
В каждом эпизоде - достоинство и опора на православную веру. Наши предки умели красиво жить и с честью преодолевать трудности.
Время в театре- возможность с гордостью вспомнить о лучших русских качествах. Время вернуться в начало.


                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Елена Лихушина


«Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»
«НИИ Архив. Ремонтаж»
«Баланс стихий внутри тебя: путь от хаоса к гармонии»
Некрополь World Russia
Cosmoscow 2024
"Государство против революции. 1923-1938"
VK Fest 2024
«Москва глазами Булгакова-журналиста»