Крайне редко и вскользь, нам показывают сам процесс работы
или готовые скульптуры. Так что, складывается впечатление,
что герой просто каменщик в каррарском карьере. Добыча
мрамора представлена наиболее подробно, тщательно и
достоверно. Флоренция в фильме - грязный, мрачный и опасный
город, на улицы которого выплескиваются из окон помои прямо
на прохожих. Если вы насмотрелись работ художников эпохи
Возрождения, портретов прекрасных людей в костюмах,
расшитых драгоценностями, и думаете увидеть в этих костюмах
актеров, то вас ждет жестокий облом. Все тут одеты в серые
робы, по сравнению с которыми, одежда русского крестьянина в
лаптях верх костюмерного искусство.
Отца Микеланджело бьют в семье нещадно, отнимают деньги. С
этого и начинается фильм. Тут вообще сплошные скандалы, тут
постоянно идет непрекращающийся ор, перерастающий в драки.
Причем, причина скандалов совершенно неясна. Тихих сцен, в
которых слышится внятная человеческая речь, по пальцам
пересчитать. Такие впечатления. То, что этот бесконечно
больной человек может создать, написать, вырубить хоть
что-либо путное, поверить невозможно. Но зрительный зал
принимает вполне благожелательно картину. Труд немалый! Это
уважаем.
Главной идеей фильм напоминает "Андрея Рублева".
Сценарий, помним, Андрей Кончаловский писал вместе с Андреем
Тарковским. То есть, несмотря ни на что, вот такими людьми (в
быту ужасными) в таких условиях, рождались шедевры. И в конце
повторяется прием "Андрея Рублева" - показываются
работы Микеланджело. Но всего три! Ну, почему не показать
широко и объемно итог жизни? В финале (уже втором)
Микеланджело идет по горной дороге с макетом собора святого
Петра в руках. Куда он его несет не понятно. И вообще,
собор не он-то строил. Кажется, что он хочет получить за
него деньги... С нас, типа.
Фильм снят на итальянском языке. Я смотрел с одноголосным
переводом. (Есть и полный дубляж.) То есть, итальянская речь
совершенно отчетливо слышна. Можно учить итальянский!
Запомнил одно слово. Папа Римский говорит скульптору:
"Дивино!" (divinо). То есть - Божественный.
Лев Алабин
|