|
В среде русских актеров было традиционное почитание этих
святых, но в советское время это забылось и выветрилось из
театральной среды. И вновь остро возникает вопрос, а возможно
ли христианину заниматься театром? Совместима ли актерская
профессия с христианством?
Память мученика Ардалиона отмечается 27 апреля, он принял
смерть за Христа при императоре Максимиане Галерии (305311).
Святой Ардалион был из "лицедеев" как написано в
его житии в изложении Дмитрия Ростовского. Для потехи толпы
изображал страдания христианских мучеников. Он так глубоко
вошёл в роль, что в конце представления объявил себя
христианином. Сначала зал покатился со смеху. Ведь по
сценарию, он должен был отречься от своей веры, а кесарь
помиловать его. То есть сценарий должен был показать глупость
упорствующих в своих заблуждениях христиан, и милость,
благородство императора. Но актер почувствовав благодать,
которая давала силы перенести все муки и пытки, продолжал
настаивать на своем. Так как на христиан было гонение, и
такое заявление, сделанное публично, не могло остаться
безнаказанным, то он за это подвергся уже не театральным, а
настоящим мучениям, и, в конце концов, был сожжен на
сковороде.
Мученик Порфирий (Эфесский) - его память отмечается 28
сентября, был придворным актером при императоре Юлиане
Отступнике. Гонения на христиан уже закончились, но император
возобновил языческие религии и глумился над христианством.
Порфирий на дворцовом празднике (предание говорит, что это
было День рождение императора) должен был пародировать
церковные таинства. Он вошел в купель и троекратно погрузился
с призыванием Пресвятой Троицы, копируя христианское
крещение. Но благодать Божия осенила его, так же пишут, что
он увидел предстоящего ангела, который и совершил таинство,
выйдя из купели, Порфирий, вместо пародии и надсмеяния над
таинством, исповедовал себя истинным христианином. За это и
был обезглавлен в Эфесе в 361 г.
Западные источники именуют мученика Порфирия Гинесием или
Гилафием, а так же Геласием и переносят события из Византии в
Рим, дополняя его житие многими подробностями. На иконе
написана и его профессия, святой мученик Гинесий: комедиант,
лицедей, актер. Изображают его вместе с театральными масками.
Даже в купели он находится вместе с театральными масками. Он
как бы тем самым не отрекается не только от Христа, но и от
своего ремесла, своего искусства, которое и привело его ко
Христу.
Комментируя эти примеры, обычно выводят такую мораль, что
актеры могут быть христианами, только оставив сцену. Но можно
сделать много и других интересных наблюдений. Святые актеры
Ардалеон и Порфирий были способны к импровизаиции, способны
откликнуться на меняющуюся сценическую обстановку. Их пример
говорит, что состояние актера на сцене не есть ложное
состояние, это не прелестное состояние, в котором нет места
Богу. Нет, это состояние творческое, в котором человек
способен воспринять Божественное откровение и адекватно
оценить, откликнуться на него и даже донести до зрителей свое
новое, обращенное состояние, как это сделали все три
мученика - актера.
Сцена привела актеров к Богу, именно на сцене, во время
спектакля, они обрели веру. Именно в театре, на сцене они
стали мудрее, чем в самой своей жизни. Они ощутили
прикосновение Святой Духа и адекватно откликнулись на это.
Искусство театра требует, чтобы на сцене возникла подлинная
жизнь, а не прелестное лживое лицедейство. Упреки в
лицедействе и лицемерии не побуждают актеров оставить свое
искусство, а побуждают играть правдиво, чтобы вызвать у
зрителей сочувствие. Священнодействуй, или убирайся вон, -
так говорили русские актеры. Мученики Ардалион, Порфирий
(Гинесий) несомненно, были хорошими актерами, актерами от
Бога, у них был талант и сцена стала для них дорогой к Богу.
А не дорогой от Бога, от своей судьбы и экзистенциального
призвания.
Порфирий окунается в купель вместе с театральными масками.
Освящая тем самым и свою профессию. Ардалион тоже изображен
на иконе с театральными масками, он принимает мучения, не
отрекаясь не только от Христа, но и от театра. Он погружает
театр, окропляет театр своей мученической кровью. Правда
жизни и искусства тут сливаются и достигают своего апогея.
Их называют мимами, лицедеями, комедиантами, шутами,
перебирая все актёрские специальности. А для нас они святые
мученики.
Лев Алабин
|