В московской галерее «Беляево» проходит выставка «Живопись
словами / Между текстом и образом», приуроченная к 125-летию
со дня рождения Владимира Маяковского. Она является
совместным художественным проектом Государственного музея
В.В. Маяковского и Объединения «Выставочные залы Москвы».
Многие представители искусства русского авангарда являлись
служителями сразу двух муз. Тот же Маяковский в своей
автобиографии «Я сам» писал, что «понятия поэтические» и
«понятия живописные» сосуществуют в нем с детства.
Творчества Маяковского на выставке больше всего. Здесь и
знаменитые «Окна РОСТА», и картины художника Маяковского.
Причем как совершенно «футуристические» типа «Рулетки», так и
вполне соответствующие классическим канонам «Сидящая
натурщица» и «Женщина в синей шубке».
Дань поэту отдали и другие представленные здесь творцы,
причем не только его современники. От портрета Маяковского
работы Федора Платова, написанного в 1928 году, веет каким-то
мрачным трагизмом: возможно, художник сумел предчувствовать
скорую катастрофу? А вот Александр Панкин в 1973 году
изобразил «певца революции» вполне футуристично:
красно-оранжевый профиль с одним глазом на голубом фоне. Если
бы не подпись, то сложно было бы угадать в изображении
«виновника торжества».
Если Маяковский все же более прославился как поэт, то его
близкого друга Давида Бурлюка в равной степени можно назвать
и поэтом и художником. Бурлюка всегда привлекали
художественные эксперименты. Об этом свидетельствуют его
импрессионистические пейзажи, «сдвинутые конструкции» с
наличием нескольких точек зрения и пересекающихся плоскостей.
Совсем не «футуристическими» выглядят рисунки Василия
Каменского, выполненные цветными карандашами в «наивном»
стиле. Виды Камы, птицы, пароходы, самолеты, виды охоты: эти
же образы можно встретить в его стихотворном цикле «Танго с
коровами».
Ольга Розанова считается одной из ведущих художниц русского
авангарда. В частности, она занималась оформлением
футуристических изданий. На выставке представлены ее графика
и коллажи, в том числе искусно сделанные иллюстрации к
рукодельным книгам начала XX века.
Но, на мой взгляд, основная «фишка» экспозиции это участие в
ней произведений из частных коллекций современных писателей и
художников.
«Ахинеи» Людмилы Петрушевской - это комиксы на
псевдофилософскую тематику, с довольно непристойными,
изобилующими «обнаженной натурой» рисунками.
Безусловно, заслуживают внимания творения Ростислава
Лебедева, творчество которого относят к направлению «соцарт».
Взять хотя бы его работу «Мама мыла раму», в которой рама
больше напоминает темный компьютерный монитор или крышку от
ноутбука. Неудивительно: картина написана в 2016 году.
Поражают «Стихограммы» Дмитрия Пригова. Поэт и художник,
которого, увы, уже нет среди нас, попытался органично
соединить слово и изображение.
Пленки со «Стихограммами» не висят на стенах, они развешаны
во внутреннем пространстве галереи. И кажется, что ты идешь
среди объемных структур, состоящих из слов& И невольно
задаешься вопросом: что изначально слово или образ?
Выставка продлится до 28 сентября.
Ирина Шлионская
|