Картина эта с секретом. Сценаристом на ней, помимо Виталия
Суслина, значится Иван Лашин, тот самый Иван Сергеевич -
«голова-два уха», неудачный искатель «доли». Это его позвал
работать охранником в город, посулив большие деньги,
респектабельный дядя из джипа. Познакомил с «администратором»
Юлей, которая, преобразив Ивана костюм, рубашка, стрижка,
заставила взять несколько кредитов. После этого
предприимчивая парочка, вернув Ване паспорт, исчезла. И он,
сделав несколько неуклюжих попыток зацепиться в городе,
вынужден был вернуться домой, храня в душе образ мечты -
мошенницы Юли.
- Виталий, как же эта история, в реальности
случившаяся с Иваном Лашиным, стала фильмом?
- С Иваном я знаком давно, это мой друг, и «Голова.Два уха» -
четвертый фильм, в котором он снялся у меня. Вначале была
курсовая работа «Шнырь», где он сыграл деревенского парнишку,
потом диплом по рассказу Шукшина «Ванька Тепляшин»,
участвовал он и в эпизоде дебютной ленты «Дефиле» - про трех
деревенских друзей. «Голова.Два уха» - настоящая исповедь
Ивана.
- Вы, действительно, так высоко цените актерские
данные Ивана сняли в нескольких фильмах?
- В кино важна личность человека, на крупных планах нельзя
ничего играть. Вы обратили внимание, как Иван смотрит: он
может ничего не делать в кадре, а оторваться невозможно,
потому что внутри него происходит какой-то процесс, сложный и
таинственный. Человек это Вселенная. Иван - человек вне
времени. Посмотрите на портреты людей прошлых столетий, Иван
вписывается в эту галерею. Причем, не только из-за внешности,
а из-за восприятия мира. Он мыслит и чувствует не так, как
большинство современников, у него другая система ценностей и
во многом - детское восприятие мира.
И еще: человек он совершенно, не злой, хотя в его жизни было
много событий, из-за которых можно было озлобиться на людей,
на общество, на систему. А он все прощает людям, причем,
искренне. И я не имею в виду эпизод с мошенниками, в его
детстве и юности было много драматических событий, оставивших
след на мировосприятии. Наверное, поэтому он так точно
попадает в характер персонажа. Ивану 26 лет, но он именует
себя Иваном Сергеевичем, что немножко забавно - при его малом
росте, щуплости фигуры и некой детскости облика. Думаю, это
связано с его желанием показать свою независимость, вызвать
уважительное отношение.
- Ваш актер сам не пишет, отдал свою историю вам
на откуп?
- Я в подробностях расспрашивал его про людей, которые
приняли его на работу. Мы долго работали над сценарием,
восстанавливали все по крупицам. Иван собирательный образ, в
фильме показана история его взаимоотношений не только с
мошенниками, но и с другими людьми, использованы реальные
истории его односельчан.
- Ваш фильм о маленьком человеке, которому самые
трепетные страницы посвящала великая русская литература? «Все
мы вышли из «Шинели» Гоголя» - вы об этом
думали?
- Конечно. Башмачкин и Иван Сергеевич очень похожи между
собой. С героями великих произведений всегда важно вести
диалог, они живые люди. Изменился ли человек со времен 19
века? Нет, не изменился. Обстоятельства жизни да: появился
водопровод, телевизоры, мобильные телефоны, но в отношении к
ближнему человек остается прежним. Мы считаем за «маленьких
людей», таких как Башмачкин или Иван Сергеевич. Или вообще
считаем, что их существование бессмысленно.
- Вы утверждаете, что в русской деревне нет
Отечества, в чем это проявляется?
- Отечество есть. Но, к сожалению, у большого числа людей нет
возможности трудиться на своей земле. Человек вынужден
уезжать, чтобы заработать на жизнь. У многих теряется вера,
хотя русская деревня всегда отличалась сильным православным
стержнем. У крестьян была вера, и любовь к земле.
- Видите ли черты шукшинских чудиков в своем
Иване?
- Вижу, и не только в Иване, в каждом из нас есть эти черты,
наверное, в этом особенность нашей национальной сущности.
Шукшинский чудик - это русский человек с загадкой в душе,
которую трудно понять. Но пытаться понять ее необходимо.
- Как считаете, зарубежный зритель поймет вашу
историю про «два уха»?
- Фильм посмотрели пока несколько иностранных критиков, они
все поняли. Поймет ли широкий круг зрителей, не могу сказать.
Надеюсь, поймет, мне история представляется
интернациональной.
- На вопрос, не больно ли ему было еще раз
переживать эту историю в кино, Иван Лашин сказал, что хотел
предупредить людей от подобных ошибок, а вы верите в
воспитательное предназначение искусства?
- Искусство не должно заниматься морализаторством, его задача
ставить вопросы. Мне кажется, суть искусства в том, чтобы
человек сопереживал происходящему. Тогда становишься лучше. А
если учить, как правильно, а как нет, он отвернется.
- Город предстал перед вашим героем не только
через призму мошенничества, по иронии судьбы, он влюбился в
обманщицу и пережил яркое чувство, неведомое ему раньше, как
он выберется из этого лабиринта?
- Думаю, он не будет выбираться, вот в чем парадокс. Иван
будет ждать, когда жизнь расставит все на свои места.
Единственный поступок, который он совершил в этой истории -
вернулся домой. Он не злится на этих людей прощает их. Иван
признался, что у него была сильная тоска, когда его обманули,
тоска по утраченным иллюзиям. Он придумал себе мир, которого
у него никогда не было, и ему было не так важно, что его
обманывают. У него появилась иллюзия невероятной жизни, мечта
об идеале. А когда она разрушилась, осталось ощущение
пустоты. Попыткой спастись стало возвращение домой где есть
мама, печка, грузовик.
- Какую роль в вашем фильме играет мемориальная
доска Мандельштаму, не единственному из литераторов,
осветивших своим присутствием Воронеж?
- Для меня очень важно, что Иван встречается с Мандельштамом
(и не только с ним) в этом городе, и слышит его стихи,
которые читает экскурсовод у мемориальной доски. Он не знает,
кто такой Мандельштам, живший в другое, страшное время, много
страдавший и погибший в концлагере. Не знает, что
стихотворение «Щегол» («Мой щегол, я голову закину - Поглядим
на мир вдвоем») написано поэтом в этом городе, в котором
проходила ссылка, но важно, что он слышит это. Человек живет,
пока его помнят. Сейчас многие, как Иван, к сожалению, не
знают этих имен.
- Вы окончили мастерскую Карена Шахназарова во
ВГИКе, чему научил вас мастер?
- Терпению. Я работал у Карена Георгиевича ассистентом.
Пройти такую школу с большим и сложным производством дорогого
стоит. Настоящее кино. С живыми людьми и судьбами. Искреннее
и честное.
Нина Катаева
|