Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Виталий Суслин: Важен диалог между Иваном и Акакием Акакиевичем из «Шинели»

Фильм призера 28 «Кинотавра» Виталия Суслина «Голова. Два уха» в конце августа показали на Московском кинофестивале «Будем жить!» Картина также приглашена на Пусанский международный кинофестиваль, крупнейший в Азии. История о том, как городские мошенники цинично обманули доверчивого пастуха из глухого воронежского села, рассказана с большим сочувствием к маленькому человеку.

Картина эта с секретом. Сценаристом на ней, помимо Виталия Суслина, значится Иван Лашин, тот самый Иван Сергеевич - «голова-два уха», неудачный искатель «доли». Это его позвал работать охранником в город, посулив большие деньги, респектабельный дядя из джипа. Познакомил с «администратором» Юлей, которая, преобразив Ивана костюм, рубашка, стрижка, заставила взять несколько кредитов. После этого предприимчивая парочка, вернув Ване паспорт, исчезла. И он, сделав несколько неуклюжих попыток зацепиться в городе, вынужден был вернуться домой, храня в душе образ мечты - мошенницы Юли.

- Виталий, как же эта история, в реальности случившаяся с Иваном Лашиным, стала фильмом?

- С Иваном я знаком давно, это мой друг, и «Голова.Два уха» - четвертый фильм, в котором он снялся у меня. Вначале была курсовая работа «Шнырь», где он сыграл деревенского парнишку, потом диплом по рассказу Шукшина «Ванька Тепляшин», участвовал он и в эпизоде дебютной ленты «Дефиле» - про трех деревенских друзей. «Голова.Два уха» - настоящая исповедь Ивана.

- Вы, действительно, так высоко цените актерские данные Ивана сняли в нескольких фильмах?

- В кино важна личность человека, на крупных планах нельзя ничего играть. Вы обратили внимание, как Иван смотрит: он может ничего не делать в кадре, а оторваться невозможно, потому что внутри него происходит какой-то процесс, сложный и таинственный. Человек это Вселенная. Иван - человек вне времени. Посмотрите на портреты людей прошлых столетий, Иван вписывается в эту галерею. Причем, не только из-за внешности, а из-за восприятия мира. Он мыслит и чувствует не так, как большинство современников, у него другая система ценностей и во многом - детское восприятие мира.

И еще: человек он совершенно, не злой, хотя в его жизни было много событий, из-за которых можно было озлобиться на людей, на общество, на систему. А он все прощает людям, причем, искренне. И я не имею в виду эпизод с мошенниками, в его детстве и юности было много драматических событий, оставивших след на мировосприятии. Наверное, поэтому он так точно попадает в характер персонажа. Ивану 26 лет, но он именует себя Иваном Сергеевичем, что немножко забавно - при его малом росте, щуплости фигуры и некой детскости облика. Думаю, это связано с его желанием показать свою независимость, вызвать уважительное отношение.

- Ваш актер сам не пишет, отдал свою историю вам на откуп?

- Я в подробностях расспрашивал его про людей, которые приняли его на работу. Мы долго работали над сценарием, восстанавливали все по крупицам. Иван собирательный образ, в фильме показана история его взаимоотношений не только с мошенниками, но и с другими людьми, использованы реальные истории его односельчан.

- Ваш фильм о маленьком человеке, которому самые трепетные страницы посвящала великая русская литература? «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя» - вы об этом думали?

- Конечно. Башмачкин и Иван Сергеевич очень похожи между собой. С героями великих произведений всегда важно вести диалог, они живые люди. Изменился ли человек со времен 19 века? Нет, не изменился. Обстоятельства жизни да: появился водопровод, телевизоры, мобильные телефоны, но в отношении к ближнему человек остается прежним. Мы считаем за «маленьких людей», таких как Башмачкин или Иван Сергеевич. Или вообще считаем, что их существование бессмысленно.

- Вы утверждаете, что в русской деревне нет Отечества, в чем это проявляется?

- Отечество есть. Но, к сожалению, у большого числа людей нет возможности трудиться на своей земле. Человек вынужден уезжать, чтобы заработать на жизнь. У многих теряется вера, хотя русская деревня всегда отличалась сильным православным стержнем. У крестьян была вера, и любовь к земле.

- Видите ли черты шукшинских чудиков в своем Иване?

- Вижу, и не только в Иване, в каждом из нас есть эти черты, наверное, в этом особенность нашей национальной сущности. Шукшинский чудик - это русский человек с загадкой в душе, которую трудно понять. Но пытаться понять ее необходимо.

- Как считаете, зарубежный зритель поймет вашу историю про «два уха»?

- Фильм посмотрели пока несколько иностранных критиков, они все поняли. Поймет ли широкий круг зрителей, не могу сказать. Надеюсь, поймет, мне история представляется интернациональной.

- На вопрос, не больно ли ему было еще раз переживать эту историю в кино, Иван Лашин сказал, что хотел предупредить людей от подобных ошибок, а вы верите в воспитательное предназначение искусства?

- Искусство не должно заниматься морализаторством, его задача ставить вопросы. Мне кажется, суть искусства в том, чтобы человек сопереживал происходящему. Тогда становишься лучше. А если учить, как правильно, а как нет, он отвернется.

- Город предстал перед вашим героем не только через призму мошенничества, по иронии судьбы, он влюбился в обманщицу и пережил яркое чувство, неведомое ему раньше, как он выберется из этого лабиринта?

- Думаю, он не будет выбираться, вот в чем парадокс. Иван будет ждать, когда жизнь расставит все на свои места. Единственный поступок, который он совершил в этой истории - вернулся домой. Он не злится на этих людей прощает их. Иван признался, что у него была сильная тоска, когда его обманули, тоска по утраченным иллюзиям. Он придумал себе мир, которого у него никогда не было, и ему было не так важно, что его обманывают. У него появилась иллюзия невероятной жизни, мечта об идеале. А когда она разрушилась, осталось ощущение пустоты. Попыткой спастись стало возвращение домой где есть мама, печка, грузовик.

- Какую роль в вашем фильме играет мемориальная доска Мандельштаму, не единственному из литераторов, осветивших своим присутствием Воронеж?

- Для меня очень важно, что Иван встречается с Мандельштамом (и не только с ним) в этом городе, и слышит его стихи, которые читает экскурсовод у мемориальной доски. Он не знает, кто такой Мандельштам, живший в другое, страшное время, много страдавший и погибший в концлагере. Не знает, что стихотворение «Щегол» («Мой щегол, я голову закину - Поглядим на мир вдвоем») написано поэтом в этом городе, в котором проходила ссылка, но важно, что он слышит это. Человек живет, пока его помнят. Сейчас многие, как Иван, к сожалению, не знают этих имен.

- Вы окончили мастерскую Карена Шахназарова во ВГИКе, чему научил вас мастер?

- Терпению. Я работал у Карена Георгиевича ассистентом. Пройти такую школу с большим и сложным производством дорогого стоит. Настоящее кино. С живыми людьми и судьбами. Искреннее и честное.

                                                                                                      Нина Катаева


«Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»
«НИИ Архив. Ремонтаж»
«Баланс стихий внутри тебя: путь от хаоса к гармонии»
Некрополь World Russia
Cosmoscow 2024
"Государство против революции. 1923-1938"
VK Fest 2024
«Москва глазами Булгакова-журналиста»