Владимир Хотиненко: Ленин говорил, что Революцию «делают
чистыми руками». К 100-летию Революции на Российском канале
показывают сериал «Демон революции» («Меморандум Парвуса»)
Имя Александра Парвуса, устроившего Октябрьский переворот в
России, до недавнего времени было мало кому известно, но
именно он был тем человеком, который достал деньги на русскую
революцию и назвал имя будущего вождя.
- Владимир Иванович, сняв фильм о сером кардинале
Русской революции Александре Парвусе, поняли ли вы со всей
очевидностью, что произошло в Петрограде в октябре
1917-го?
- Конечно, знаю теперь гораздо больше, чем раньше. И убедился
в том, что понять все до конца невозможно, верно говорили
историки. Слишком большое значение имеет в России мистическая
составляющая, то самое «вдруг». Вот я снимал фильм про 1612
год: Россия в руинах, поляки сидят в Кремле, полный развал, и
- вдруг в Нижнем Новгороде появляются Минин и Пожарский,
начинается освободительное движение, и на царство приходит
династия Романовых. На небесах, видимо, написана пьеса, а мы
просто исполняем роли, и то, что произошло 100 лет назад в
России, было неизбежно. И разговоры, что «все могло быть
иначе» бессмысленны, история не терпит сослагательного
наклонения.
История, которую рассказываем в фильме, кончается Февральской
революцией и приездом Ленина в Россию. Даже не на Финляндский
вокзал - они пересекают границу Швеции и Финляндии, которая
была в составе России на тот момент. Мы исследовали период
1915-1917 годов, мне было интересно узнать, из чего вырастают
революции. «Меморандум Парвуса» - это история возвращения
Ленина в Россию из эмиграции.
- Почему именно Парвуса, которого мало кто знает,
вы сделали героем, и даже поставили чуть ли не наравне с
Лениным?
- Ничуть не ставил. И вообще-то это не моя идея, в свое время
Эдуардом Володарским был написан сценарий для Российского
канала, они мне и предложили тему. И я рад этому, Парвус -
интереснейшая фигура, которой раньше вообще не касались: в
кулуарах звучало, что он брал деньги у немцев на революцию.
Брали ли большевики, не доказано, а вот в «Деле Парвуса»,
которое обнаружилось в немецких архивах после Второй мировой
войны, нашли его расписки на очень крупные суммы в целом на
миллион марок. Брал Парвус деньги!
Тогда и появились исследования по его поводу, но говорить про
этого европейского социал-демократа, популярного журналиста,
писавшего на политические и экономические темы, что его мало
знают, неправильно. Ленин, находясь в ссылке в Шушенском,
просил, чтобы ему присылали статьи Парвуса. Он, конечно,
догадывался, что это был еще и авантюрист международного
класса. Судите хотя бы по такому факту: в Берлине Парвус
устроил 500 постановок пьесы Горького «На дне» под названием
«Ночлежка», заработал приличные деньги, но не поделился ни с
Горьким, ни с революцией. Мы показываем эту сцену разборок, а
также даем отрывок из спектакля, который с грандиозным
успехом шел на немецком языке. Горький присылал даже предметы
для реквизита.
Всем было известно об его идеях фикс - разбогатеть и
разрушить Российскую империю. Удалось и то, и другое, но
Ленин, в конце концов, его переиграл, и Парвус от революции в
России был отстранен. Но он вошел в контакт с «младотурками»,
занимался поставками в Турцию и сказочно разбогател на
турецкой революции. Одним словом, это был чрезвычайно
разносторонний человек.
- А если все же сравнить его с
Лениным?
- Ленин - фигура эпическая, я не очень понимаю формулировки
злодей, карикатура, мерзавец. Карикатуры рисовали на всех
больших людей, а приговор Романовым он не подписывал. Такая
ему досталась роль, и он с ней справился. Люди такого
масштаба никогда не бывают белыми и пушистыми. Не было в
истории человечества персонажа, который, решая задачи по
переустройству мира, был бы во всех отношениях замечателен.
Использовались средства, которые на тот момент казались
целесообразными. И никому не удастся понять, что же там
происходило на самом деле. Мы видим, в каких жестких рамках
работали большие актеры - Каюров, Ульянов, не говоря о
Щукине, создавая образ Ленина. Шаг влево, шаг вправо
расстрел. А у нас руки развязаны, и, мне кажется, образ
Ленина, благодаря Жене Миронову, удался. Я ему так и сказал
«Без тебя эту картину снимать не буду».
- Разве не вы предлагали роль Ленина ди
Каприо?
- Шутка. Внутри кинематографического сообщества,
действительно, прошла информация, что ди Каприо хочет сыграть
Ленина. Затевался еще один проект про революцию, и та группа,
действительно, намеревалась пригласить Леонардо. Но по ошибке
стали говорить о нас. Нет, я изначально представлял в роли
Ленина только Евгения Миронова. Люблю этого актера за талант,
за человеческие качества. Мне хотелось получить портрет
Ленина в новом времени - с его возможностями и информационным
полем. Про Ильича сегодня забыли, я видел передачу Михалкова
про попа Гапона и убедился в этом. Многие молодые люди даже
не знают, кто такой Ленин, смутно слышали о нем или настроены
агрессивно.
Возьмите страсти около мавзолея, считаю, что человека надо
похоронить, как подобает, но у нас отношения к Ленину полярно
либо злодей, либо великий человек. А надо бы в этой личности
величайшего масштаба попытаться найти человеческие черты. И
это не означает - положительные, он был живой человек.
- Чувствуете ли себя пионерами на этом
поле?
- К проекту подступал в ужасе, Ленин представлялся мне
закрытой консервной банкой, про которую никто никогда ничего
не узнает. И, в самом деле, никто там со свечкой не стоял,
если коснемся, например, взаимоотношений Ленина с Инессой
Арманд. Сохранилось всего одно письмо, в котором есть намек
на «отношения», все остальное слухи. И мы вставили в фильм
диалог, когда она ему пишет «Теперь я не согласна ни на
поцелуи, ни на ахи-вздохи, мне достаточно смотреть на тебя,
слушать тебя» - вот все, что осталось. И свидетельства
очевидцев, что он шел за гробом Инессы в полуобморочном
состоянии.
Потом они с Крупской воспитывали детей Инессы Арманд, и
никаких подтверждений, были ли там дети Ленина, нет.
Наверное, можно было сделать генетическую экспертизу, но
вспомните историю с Туринской плащаницей, на которой
отпечатался образ Христа, и с этого «негатива» можно было
получить лик Создателя. Плащаницу много раз пытались объявить
подделкой XV века, но исследования показали, что раритет
относится ко времени Христа, примерно к 300-му году. Я видел
плащаницу в Турине: на ней есть подпалины, она не сгорела в
огне. Никто не знает, как все было на самом деле, но то, что
это феномен - вне всякого сомнения. Также и с Лениным: нет
никаких свидетельств. В кино, например, ни разу не
показывали, как Ленин целуется, а мы показываем. И этот
поцелуй с Инессой Арманд можно отдать в Книгу рекордов
Гиннеса.
- И все-таки как обычный экономист стал
теоретиком марксизма, да еще теорию перманентной революции
подарил Троцкому?
- По поводу Троцкого - к Первому каналу. У нас он за кадром,
сначала в Париже, потом в Америке. Общеизвестно, что идею
перманентной революции Троцкий, действительно, заимствовал у
Парвуса, впоследствии жестко открестившись от автора. В одной
из статей назвал Парвуса «проклятым революционным
Фальстафом», призрак которого «блуждает по Европе». После
этого его все критиковали, как могли.
- Скажите, белорусское происхождение как-то
сказалось на профессиональной деятельности разрушителя
империи?
- Вряд ли. Знаю лишь, что родился Израиль Лазаревич Гельфанд
подлинное имя Александра Львовича Парвуса - в Березине
Минской губернии в семье еврея-ремесленника. Когда мальчишка
был совсем мал, их дом сгорел: крупный пожар уничтожил
полгорода. И семья переехала в Одессу, на родину отца, где он
вновь стал портовым грузчиком. В Одессе Израиль окончил
гимназию, участвовал в кружках революционной молодёжи. В 18
лет уехал в Европу, где получил блестящее образование,
говорил на нескольких языках, и в Россию приезжал лишь
однажды, в 1905 году с Троцким. Ленин на тот момент был за
границей. Парвуса тогда арестовали, присудили к трем годам
каторжных работ, есть даже фотография, где их с Дейчем ведут
пол конвоем. Но он сбежал из-под ареста. Напоил конвоиров, и
они дали деру. Он сразу уехал за границу, и больше в России
не появлялся.
- Известно, что Солженицын в «Красном колесе»
изобразил вымышленную встречу Парвуса с Лениным, вам это
помогло в работе?
- Когда началась Вторая мировая война, Парвус уже был в
Стамбуле, богат и счастлив, и почувствовал, что не
использован еще один шанс. Он принес в Посольство Германии
свой 20-страничный «Меморандум Парвуса», в котором объяснил,
как разрушить Российскую империю и вывести ее из войны. Потом
показал этот документ в Берлине и назвал имя Ленина, который
может это сделать. Чутье! У Ленина на тот момент популярности
и в помине не было. После этого, по слухам, они встретились с
Лениным, тот отверг его, и больше они не встречались. Эту
вымышленную встречу очень точно описал Солженицын. Для меня
сцена стала импульсом для понимания «нового» Ленина, которого
мы хотели изобразить.
- Но ведь реальная встреча была?
- Была. В Берне, где Ленин жил с Крупской. Ее мама, которая
за ними ухаживала, к тому времени умерла. Ленин тещу
по-своему любил, по выходным, когда были закрыты магазины,
бегал по окрестным ресторанам и доставал для нее папиросы.
Представляете, какая живая деталь: Ленин - с бородой стрелял
папиросы в ресторанах?! Из таких малозначимых деталей, как
правило, вытекает очень многое. Например, то, что обедать они
ходили в студенческую столовую, и Ленин всегда брал самый
дешевый обед за 50 сантимов. Тарелку супа, картошку и кусочек
хлеба. Слухи о том, что они там роскошествовали, полная ложь.
Сохранились письма с его бесконечными просьбами «Дайте
денег!» Пока шла рента от его матери, еще крутились, но чтобы
«гуляли по буфету» - ничего подобного. А одно Рождество они с
Крупской - встретили с простоквашей.
В фильме встречу с Лениным Парвусу устраивает одна из
любовниц. В той самой столовой. Достоверно известно: Ленин
всячески сторонился того, чтобы потянулся слух о немецких
деньгах, делал все возможное, чтобы это к нему не прилипло.
Все равно прилипло. К слову сказать, билеты на поезд из
Цюриха до Германии, потом в пломбированный вагон, в котором
путешественники проехали по территории Германии, и наконец на
паром - они покупали сами. Занимали деньги у шведских
социал-демократов. Кормили их через Красный крест. Парвус в
этом смысле был беспринципен. Деньги, которые по
«Меморандуму» он брал у немцев, конечно, тратил на революцию
- на прессу, на оружие, которое поставлял, но немалые суммы
оседали в его карманах. Революцию он хотел совершить еще в
1916 году.
- Правда ли, что «Меморандум» настолько
современный документ, что вместо 1915-го - года написания
можно поставить 2015-ый?
- Вполне. Все цветные революции на Украине, в Грузии, в Сирии
делаются по меморандуму, единственное, чуть раньше эти
постулаты сформулировал Федор Михайлович Достоевский в
«Бесах». Помните диалог Верховенского со Ставрогиным «...мы
сделаем смуту - всё поедет с основ. Раскачка пойдёт такая,
какой ещё мир не видал...» - он звучит в моем фильме «Бесы»?
А у Парвуса с Лениным была предварительная договоренность,
что он займет министерскую должность в новом правительстве.
Но окончательно договориться они должны были во время встречи
в Стокгольме. И вот в марте 1917-го наша делегация во главе с
Лениным прибывает в Стокгольм, и Парвус ждет встречи. Но
вместо Ленина приходит Радек и говорит «Владимир Ильич просил
передать, что революцию надо делать чистыми руками». Так
великого комбинатора кинули, говоря современным языком.
- В роли Парвуса вы сразу увидели Федора
Бондарчука?
- Бондарчука утвердил сразу, о чем ни секунды не жалею.
Во-первых, он очень похож: мы убрали тучность, изучили манеру
говорить, размахивая руками, во всем остальном Федор совпал с
персонажем.
Нина Катаева
|