Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Российские фильмы на 39 ММКФ. Неизбывность Духlessа.

В конкурсе 39 ММКФ показали фильм Рустама Хамдамова «Мешок без дна». «Начинался проект с заявки детского фильма-сказки для Госкино, - рассказал режиссер. - Сказка осталась в основе картины, но не для детских глаз. «Мешок без дна» - название со смыслом и хорошо подходит нашей картине.

Пять лет прошло с того ММКФ, на котором в качестве фильма открытия показали «Духless» - картину об общем падении нравов, бездуховности и опустошенности людей. В программе 39 ММКФ из трех российских фильмов два, странно перекликающиеся даже в названиях, - «Купи меня» Вадима Перельмана и «Карп отмороженный» Владимира Котта, отчетливо дали понять, что кризис, увы, не преодолен.

Картина «Купи меня» открыла кинопоказы в большом зале «Октября» и вызвала, как ни странно, разноречивые мнения публики. Кто-то увидел в трех героинях искательниц приключений из «Москва слезам не верит» почти 70 лет спустя, кто-то «Интердевочку», а кто-то скопом всех сериальных героинь последних лет, с разной степенью умелости продававших себя. Да, столичная штучка Катя (Юлия Хлынина), исследовательница поэзии Ходасевича, с провинциалками Лизой (Анна Адамович) и Галей (Светлана Устинова) внешне напоминают всех этих торговок своим телом в погоне за призрачным успехом. Мотивы у всех разные интеллектуалке Кате, вместо Парижа с научным грантом ринувшейся в Эмираты развлекать шейхов, строго по Белинскому, хочется «оргий», Лизе из Ростова олигарха, а простушке Гале «Порше». «Купи меня», - шепчет ей автомобиль, который так и не дастся мечтательнице, заплатившей за «мечту» жизнью, «купи меня» - это девиз дня героинь фильма, не вызывающих ни малейшего сочувствия, не смотря на ожидаемые финалы, уготовленные им сценаристом и режиссером. Зритель с холодным носом покидает кинозал, даже не пытаясь интерпретировать сцену изнасилования под стихи Ходасевича.

Самое удивительное в том, что острейшая проблема налицо проходят годы, десятилетия, а ничего не меняется, и провинция, и столица продолжают поставлять на рынок жизни сотни девиц, изнемогающих от «духлесса», а средства, которое излечило бы от этого общество, все нет. Не смотря на то, что реалии жизни изменились...

                                                                    ***

Владимир Котт: «Жизнь состоит не только из гламура и коленок»

Про «Карпа отмороженного» знакомый критик сказал «против лома нет приема». Так он выразил свое восхищение от того, что на протяжении более, чем полутора часов созерцал на экране Марину Неелову и Алису Фрейндлих. Первую в роли провинциальной учительницы литературы, заброшенной единственным сыном, городским коучем, появляющимся у матери раз в пятилетку, вторую - в роли бабки-соседки, уморительно смешной и такой правдивой, что каждый зритель назовет с пяток прототипов. У учительницы

случается сердечный приступ, и коуч (Евгений Миронов) появляется-таки на пару часов, но дела вновь отзывают его, обещает вернуться.

Елена Михайловна, которая, как оказывается, не такой уж ангел во плоти, развивает бурную деятельность, чтобы помочь сыну, если, не дай бог, придется приезжать на похороны. Собирает нужные справки, покупает гроб и даже с бабкой-соседкой пытаются освоить элементы эвтаназии. За всеми этими ухищрениями наблюдает огромный карп, плавающий в корыте, зажарить его и съесть учительнице не приходит в голову. Поначалу мне казалось, что карп должен заговорить и уврачевать раненую черствостью сына душу Елены Михайловны. Но все вышло иначе. Вернувшийся сын отпустил рыбу в пруд, и, кажется, кое о чем призадумался... Очень уж отрезвило его все, что он увидел дома... Силен луч добра в этой картине.

«Свой фильм не считаю авторским высказыванием, - сказал Владимир Котт, - нам хотелось рассказать простую историю. Если заметили, я не снимаю кино о молодежи, мои герои, в основном, люди вне возраста. И мне всегда важно выразить к ним отношение. В моих фильмах нет плохих людей, нет стрельбы и всегда есть ностальгия по детству. Дело в том, что жизнь состоит не только из гламура и коленок...» Автор сценария Андрей Таратухин добавил - «В восточной мифологии карп - символ храбрости, силы и настойчивости в достижении поставленной цели. Ради этого он способен плыть против течения, что, надеемся, сделает герой Евгения Миронова».

                                                                         ***

Сказка фрейлины Немоляевой

Третий российский конкурсный фильм - «Мешок без дна» Рустама Хамдамова вызвал овации зрителей.

Правду говорят: сколько людей столько мнений, истину установить очень трудно. На этом постулате построена новелла Рюноскэ Акутагавы «В чаще», по которой в свое время снял кино Акира Куросава. В конкурсе 39 ММКФ показали фильм Рустама Хамдамова «Мешок без дна» по мотивам этой же новеллы. Сюжет Акутагавы куда проще: дровосек обнаружил в лесу труп человека, на суде, кроме него, свидетельствуют странствующий монах, стражник, старуха, жена убиенного и дух убитого. Определить убийцу по этим показаниям невозможно - каждый старается выставить себя в выгодном свете.

Символом контрастных свидетельств Хамдамов делает бездонный мешок, из которого в начале фильма достают драгоценности, неслучайно поначалу фильм назывался «Яхонты.Убийство». Также бесконечно из него можно доставать разные мнения по поводу произошедшего, поражаясь тому, как хитроумно устроен человек это вместилище грехов. Режиссер переносит действие новеллы на русскую почву, во времена правления императора Александра II, и историю об убийстве Царевича в XVIII веке рассказывает князю (Сергей Колтаков) затянутая в корсеты фрейлина блестящая роль Светланы Немоляевой.

Из японского леса с зарослями бамбука и криптомерий мы переносимся в русский сказочный лес, в котором и происходит роковая встреча Разбойника в шапке, похожей на пугачевскую (Кирилл Плетнев) с Царевичем(Андрей Кузичев) и его Царевной (Елена Морозова) в кокошнике и жемчугах. Целая жизнь проносится для зрителя в этом заколдованном черно-белом лесу, где бегают дети-грибы с огромными шляпками и в рукавицах с руки великана, ковыляет медведь-человек, живет настоящая ведьма (Алла Демидова), обожающая уринотерапию, а лодка в реке укажет Царевне самый короткий путь в Зазеркалье.

Сцены в лесу перемежаются со сценами во дворце, и зрителя все дальше в глубь чащи затягивает странное кружение вокруг истории с убийством. Разбойник, Царевич и Царевна устами хитроумной рассказчицы поведают вам все о законах страсти, измены, верности и предательства, правды и лжи всего того, с чем приходится сталкиваться человеку на протяжении жизни, и внятного ответа, как поступить, чтобы правильно, вы не получите. Как не узнаете, кто же убил Царевича, и кто вытащил меч из его раны в груди...Останетесь в смутных догадках. Надолго.

Хамдамов демонстрирует две ипостаси человеческой жизни в природе с ее естественными богатствами и во дворце среди богатств рукотворных. И никакой гарантии счастья, хотя бы стабильности, все может изменить нелепый случай. О роковой случайности, которая может встретить тебя за любым деревом в чаще, кому кто, а внимательному зрителю напоминает юная восточная красавица, то и дело возникающая в дверных проемах дворца. Непросто слушать восточную сказку в русских реалиях. Но приходится, и когда сказка закончится, и черный силуэт фрейлины замрет на заснеженной парковой аллее вблизи дворца, зритель, словно вернувшись из сновидения, впервые вздохнет полной грудью. Снежные парковые просторы, наверное, помогут ему осознать, существует ли истина в принципе. Рустам Хамдамов вслед за Акутагавой оставляет вопрос открытым.

«Начинался проект с заявки детского фильма-сказки для Госкино, - рассказал режиссер. - Сказка осталась в основе картины, но не для детских глаз. «Мешок без дна» - название со смыслом и хорошо подходит нашей картине. Это сказка под номером 295 - из «Тысячи и одной ночи», которую читает героиня Светланы Владимировны. Сказка дает ответ на многие вопросы, которые возникают до бесконечности, дна нет».

                                                                                                                 Нина Катаева


«Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»
«НИИ Архив. Ремонтаж»
«Баланс стихий внутри тебя: путь от хаоса к гармонии»
Некрополь World Russia
Cosmoscow 2024
"Государство против революции. 1923-1938"
VK Fest 2024
«Москва глазами Булгакова-журналиста»