Церемонии закрытия Московского кинофестиваля год от года
становятся все лаконичнее, и нынешняя не стала исключением.
Ведущие Екатерина Климова и Вячеслав Манучаров начали ее с
объявления лауреатов новой премии мэра "За создание
образа Москвы в киноискусстве". Призовой фонд 100 млн
рублей распределили так: 50 млн Анне Меликян - режиссеру
фильма "Про Любовь", 30 и 20 млн создателям лет
«14+» и «Духлесс» и «Духлесс 2».
Первыми вручили награды за лучшие фильмы: короткометражный
«Скорая помощь» Себастиана Торнгрена Вартина(Норвегия) и
документальный «Опера» Жана-Стефана Брона (Франция,
Швейцария). Победителей выбирало жюри под руководством
швейцарского документалиста Кристиана Фрая. «Надеюсь, что
через пару лет вернусь сюда с полнометражным фильмом», -
уверенно заявил Себастиан, снявший фильм о конфликте врачей
«Скорой помощи», приехавших на вызов, и группой румынских
эмигрантов, закончившемся фатально. А режиссер фильма «Опера»
написал из Франции, что в его картине именно российский
баритон Михаил Тимошенко «воплощает оперу», и в этот час он
думает «обо всех артистах, которые отдают свои силы этому
прекрасному искусству». Фильм знакомит зрителей с миром
закулисных страстей знаменитой Paris Opera, а это всегда не
только музыка и красота, но и крайняя жесткость
взаимоотношений.
Приз «Скорой помощи» наметил традиционную тональность
фильмов-лауреатов ММКФ: здесь любят кино, поднимающее
социальные проблемы, крупным планом рассматривающее
маленького человека. Гран-при из рук председателя жюри Резы
Миркарими - получил китайский фильм «Хохлатый ибис» Лян Цяо,
в центре которого история приезда пекинского репортера на
малую родину, где неожиданно обнаружили «краснокнижную»
птицу. Но внедрение СМИ грозит неприятностями землякам
журналиста закроют цементный завод, отравляющий, конечно,
атмосферу, но дающий возможность заработка людям. До боли
знакомый конфликт. Выход из него, конечно же, есть, режиссер
впрямую говорит об этом, показывая родные места, своих
земляков друзей детства и птицу, за которой они гонялись
шумной толпой, через призму поэзии и мистицизма. В кадре
появляется цвет& Неслучайно создатели ленты заверили со
сцены «Думаем, проблемы с экологией в Китае будут решены».
Приз за режиссуру получил дебютант из Турции, режиссер фильма
«Желтая жара» - о семье иммигрантов, в которой налицо
конфликт поколений. Но фильм снят так, что зритель, далекий
от ситуации, переживаемой овощеводами под палящим солнцем,
способен подключиться к происходящему. Призами за лучшую
мужскую и женскую роли награждены Сон Хен-джу («Обычный
человек», Республика Корея) и Верена Альтенбергер («Лучший из
миров», Германия, Австрия). Сон Хен-джу сыграл полицейского,
прошедшего через все круги ада своей неоднозначной профессии,
а Верена несчастную мать-наркоманку, всеми силами старающуюся
выбраться из ядовитого плена.
Спецприз жюри ушел к Рустаму Хамдамову за «Мешок без дна» -
волшебный сюрреалистический фильм, который подарит множество
тонких переживаний киноманам. Режиссера в зале не было, на
сцену поднялась исполнительница главной женской роли Светлана
Немоляева и сказала: «Это счастье сниматься у такого
человека, как Рустам Хамдамов. Для меня он - человек
Ренессанса, обладающий огромным талантом и непостижимым даром
по-особому видеть искусство, кадр, актеров в кадре». Публика
вдохновенно аплодировала и кричала «Браво!» Приз зрительских
симпатий, конечно, достался «Карпу отмороженному» Владимира
Котта (Россия). Зрители с замиранием сердца и откровенным
восторгом наблюдали за
действиями двух гранд-дам российского театра и кино Марины
Нееловой и Алисы Фрейндлих и получили несказанное
удовольствие от из диалогов.
Приятно отметить, что рулили на фестивале экспансивные
итальянцы. Орнелла Мути в жюри, Франко Неро обладатель приза
«За вклад в мировой кинематограф», а актерским призом «Верю.
Константин Станиславский» - наградили неподражаемого
комиссара Каттани из «Спрута» - актера и режиссера Микеле
Плачидо. Он вышел на сцену с фотографией Станиславского,
раскланялся с Михалковым мол, извини, Никита, что не с твоим
фото, и рассказал, что накануне побывал «в доме Константина».
«Станиславский был моим учителем, - сказал Плачидо. Он -
учитель для всех актеров мира американских, французских,
итальянских. Не найдете талантливого артиста, который не
изучал бы его систему. Для меня получить премию имени
Станиславского гораздо почетнее, чем «Оскар». Я никогда не
понимал, почему итальянцы должны оборачиваться на Америку,
когда есть великая Россия, которая дала миру Пушкина,
Толстого, Достоевского, Чехова, Горького, Пастернака. Я стал
тем, что я есть, только благодаря русской культуре».
Нина
Катаева
|