Актриса рассказала, как в пять лет дебютировала в кино,
почему не делит кинематограф на «российский» и «белорусский»,
и зачем приезжает в Серпухов.
- Светлана, как случилось так, что своей «малой
родиной» можете называть и белорусский Мозырь, и российские
Владимир с Серпуховым?
- Ничего удивительного: родилась я в Мозыре, перед школой
меня привезли во Владимир, а к пятому классу в Серпухов, мой
папа был военным. Именно в Мозыре я повстречалась со своей
будущей профессией. В1956 году к нам приехала съемочная
группа картины «Девочка ищет отца». Один из самых знаменитых
белорусских фильмов с Аней Каменковой в главной роли. И мы,
детишки из соседнего детсада, снимались в массовке.Один
съемочный день я очень хорошо запомнила, потому что отбирали
нас в детсаду и просили мам одеть детей во все старенькое. Но
«кино» же - магическое слово, и мамы, естественно, привели
девочек в нарядных платьицах и с бантиками в волосах. А на
меня надели зеленый свитерок с пуговичками на плечах и с
дыркой на самом видном месте. И меня взяли, несмотря на то,
что в очереди стояла последней. И вот съемки. Над нами завис
съемочный кран, когда мы в кадре бежали к своим мамам.
Длилось все это долго, мы устали, но в память врезалось - я
снималась в кино!.. А профессия артиста, наряду с геологом и
космонавтом, для целого поколения была на недосягаемой
высоте.
В Серпухове я посещала драмкружок, где мы в фабричном клубе и
пьески ставили, и кукольный театр делали. Чудное было время,
и вдруг в наш город приезжают с «Мосфильма» снимать «Бабье
царство». Заходит вместе с директором в наш 7 класс ассистент
режиссера, осматривается и говорит «Ой, мы, наверное,
ошиблись, нам нужны девочки постарше». Но все так возмущенно
заверещали, что он, не глядя, быстро сказал «Ну хорошо, вот
эту возьму». А на первой парте сидела я. Так я попала на
съемочную площадку, где снимали сцену, как девушек угоняют в
Германию. Гром, шум, взрывы, команды со всех сторон, и я с
радостным удивлением на все взираю. Когда режиссер Алексей
Салтыков посмотрел материал, он возмутился «Да кто ж это
такая, она мне весь кадр испортила?!»
А через несколько дней меня вызвали к Салтыкову пробоваться
на роль Дуняши, решено было заменить актрису. И, представьте,
утвердили. И режиссер с актрисой Светланой Жгун приехали к
нам домой получать разрешение моих родителей на съемки. Мне
14 лет, а Дуняшу в картине едва не насилует немец. Родители
радушно приняли гостей: мама за, папа ни в какую. Он человек
военный «Знаю я, у вас там такое творится!» И тогда Светлана
Жгун поднимает на него глаза и говорит - «Иван Петрович, если
вы «это» имеете ввиду, то в пекарне то же самое». Как ни
странно, аргумент убедил отца, и он написал «Разрешаю, но не
одобряю».
- Вас психологи специально готовили к
роли?
- В этом не было необходимости, я родилась спустя семь лет
после войны, и постоянно слышала разговоры о том, что
пережили наши люди на фронте и во время оккупации. Отец
воевал, так что для него и для всех, кто жил в это время
слово «война» стояло комом в горле. А на съемках той самой
сцены, где немец покушается на Дуняшу, Салтыков меня обманул.
Там же вначале, когда я учу немца русскому языку «мед»,
«млеко», ничто не предвещало плохого, а когда он напал на
меня, я начала вырываться, и делала это очень естественно. Но
на крупном плане, где он бьет меня по лицу, никак не могла
сыграть. Как только он замахивался, я приседала и
уворачивалась, не давала себя ударить. И тогда Салтыков
подошел к этому огромному актеру и тихонько сказал «Я не буду
говорить «камера, мотор», бей с другой руки». И тот ударил
так, что я врезалась в стенку.
Какую же обиду я испытала, мне было больно, я так плакала! И
кричала, что не хочу такого кино. Но годы спустя оценила
жизненную школу, которую прошла с удивительными людьми на
этой площадке. Кого там только не было: и Сазонова, и
Соломин, и Копелян, не говоря о Римме Марковой. Она была
чудная, совершенно удивительный человек, ну, просто штучный,
и такой мощный характер, не знаю даже, кого рядом с ней можно
поставить. Они все были такие настоящие, что я на всю жизнь
установила для себя планку, к которой надо тянуться.
Третий раз меня, девятиклассницу, призвал кинематограф в
Беларуси. В картину Виктора Турова «Сыновья уходят в бой». Им
нужна была героиня, несовместимая с войной. И, случилось так,
что потом я долгие годы играла женщин, созданных для
счастливой судьбы, но вынужденных тащить на себе тяжесть
войны. «Девочка и война» - мою тему так и обозначали. Картина
эта тоже была знак судьбы: Туров, такой молодой,яростный,
жадный до работы, Нина Ургант, Владимир Высоцкий. Во время
съемок этого фильма начался набор во ВГИК, в белорусскую
мастерскую, в которую, по рекомендации Турова, я поступила
только год спустя на 2-й курс и окончила в 20 лет. И уехала в
Минск за своей любовью, актером из нашей мастерской, не
смотря на то, что обо мне хлопотала Юлия Солнцева, желая
оставить меня в Москве, приглашали на съемки с «Мосфильма» и
«Ленфильма», со студий союзных республик.
- Какие же мастер-классы получили вы от больших
режиссеров во время своей первой съемочной
пятилетки?
- К сожалению, я была так молода, что, например, на съемках у
Турова не понимала, насколько важным было знакомство с
Высоцким, который как раз для фильма «Сыновья уходят в бой»
написал цикл военных песен. Все были в недоумении, особенно
ветераны, как такой молодой человек смог так точно передать
ощущение войны. Не отдавала себе отчета, что снялась на одной
фотографии с Высоцким и Мариной Влади. Ну актриса и актриса,
думала я, что особенного? Просто я попала в среду, где эти
люди были твоей жизнью, а от тебя требовалось одно -
соответствовать их уровню. А так как понятия нравственности,
достоинства, чести были востребованы в обществе, старалась
никого не подвести. Чувство долга витало в воздухе, и я
прекрасно понимала, что если «надо» было что-то сделать,
делала это. И когда мне говорят, что «не было свободы»,
возражаю: я всегда говорила то, что думала, приводя многих в
недоумение. Чувствовала несправедливость - и говорила,
доказывая свою правоту. Может, мне по молодости многое
прощалось, но вот это ощущение, что все молчат, а я могу
сказать, хорошо помню. Дело, наверное, в воспитании, меня
всегда поддерживали родители, они считали, что я все делаю
правильно. Особенно, мама.
Оператор фильма «Летят журавли» Сергей Урусевский - таких
людей я тоже не встречала, посмотреть только, что он творил с
камерой на съемках фильма о Есенине «Пой, поэт, песню, пой!»
Я-то удивлялась, почему операторы, куда бы не пришла, так
странно на меня реагируют? А они мучительно вспоминали, где
меня видели. Оказывается, во ВГИКе есть учебный материал, где
демонстрируют работу Урусевского, и в кадре все время мелькаю
я. Как можно было не восхищаться этим человеком и не сказать
«У Урусевского - хоть спиной!» А я вначале отказывалась: мне
не понравился сценарий. Но Сергей Павлович погладил меня по
волосам, посмотрел на мои веснушки и сказал «Надо сниматься».
И я, можно сказать, жила на съемочной площадке. У меня было
холщевое платьице, и я все время выполняла указания режиссера
«Светлана, ну-ка по ржи вот здесь пробеги, очень красивый
кадр будет», и так мы наснимали этих «красивых кадров»
множество. И когда я увидела себя на крупном плане на экране,
ахнула: у меня были бирюзовые глаза. Сразу подумалось «Вот
что такое изображение в кино». А мой эпизод - с коровой -
почти весь сократили, только в музее можно увидеть
фотографии.
В фильме профессора ВГИКа Бориса Волчека «Командир счастливой
«Щуки» у меня было несколько сцен с Банионисом и
Вельяминовым. Молодые ребята, конечно, мне помогали, тем
более, что я там все время говорю - девушка приходит на
подводную лодку защищать своего возлюбленного. Эту энергетику
и желание помочь надо было сыграть, и Вельяминов, с которым
потом встречались и на других картинах, так тепло общался со
мной - как родной человек...Евгений Матвеев, с которым
вначале сцепились на каком-то совещании, а потом он снял меня
в картине «Любить по-русски», во время случайной встречи в
Доме кино сказал, что хотел бы еще работать со мной.
Салтыков, который все время спрашивал «Ну ты не сердишься,
что я втянул тебя в кинематограф?!» Юлия Солнцева, которая
отогревала меня на съемках под холодным дождем «водочкой с
перцем»... Мне иногда кажется, что они слепили меня из
какого-то неведомого материала, может быть, из своих
личностей.
- Можно узнать, чем закончилась любовь, из-за
которой вы не остались после ВГИКа в Москве?
- К сожалению, расстались: я постоянно была в экспедициях, и
он был очень востребованным актером. Постоянные разлуки, наши
родители волновалась за нас, и в итоге я поняла, что пришло
время расстаться. Мы не успели ни пожениться, ни пожить
вместе, разошлись, можно сказать, на ранней стадии отношений.
Но любовь у нас была романтическая. К сожалению, человека
этого уже давно нет с нами...
- Не могу не спросить, как война коснулась вашей
семьи?
- Папа мой родом из города Белова Кемеровский области, и в
43-ем году он уехал на фронт. Прошел Румынию, Чехословакию,
Польшу, Германию, и уже как адъютант генерала приехал в
Мозырь. Встретил там мою маму, она была из большой семьи. Дед
был репрессирован и реабилитирован лишь в 50-х. Бабушка до
войны учительствовала, оккупацию, вместе с детьми, пережила в
Беларуси. Знаю, что две мамины сестры в общем потоке уходили
лесами на восток. Неделями шли по лесу, кто-то из
родственников попал к партизанам, одним словом, война всей
нашей семье долго аукалась. Получилось, что в кино я играла
женщин, которых реально встречала в жизни. Так, приезжаю
однажды в Томск с белорусскими кинематографистами, подходит
ко мне женщина и говорит «Деточка, я так рада, что вы к нам
приехали, я танкистка, и я освобождала город Мозырь...» До
слез.
- В картине Вячеслава Криштофовича «Тормозной
путь» вы сыграли женщину, которая переживает драму ухода мужа
из семьи, и прикладывает массу усилий к тому, чтобы он
вернулся, считаете ли ее победительницей?
- Любовь часто путают с эгоизмом: мне больно, без него не
смогу, я должна вернуть этого человека. А ему в этот момент
нужно совсем в другую сторону: если любишь человека, сделай
так, чтобы ему было хорошо. Ну задержите вы его, начнете
мучить, ломать - это не правильно. Когда мы разводились с
мужем, отцом моей дочери, кроме нас и той женщины, на которой
он позднее женился, долгое время никто ничего не знал. За 16
лет в нашей жизни было много хорошего, и это было не
перечеркнуть. С бывшим мужем играем на одной сцене, он
замечательный актер, с ним легко на площадке. Поддерживаем
добрые отношения, ну и на внуков смотрим, как на какое-то
чудо.
- Как вы сейчас делите себя между Россией и
Беларусью?
- Для меня Беларусь и Россия - родные страны. Как и раньше я
их воспринимаю как одно большое Отечество, и по-другому не
могу. Помню, летела над сибирской тайгой и чувствовала, что
эта тайга часть меня. Отечество, в котором живу, воспринимаю
пространством одной культуры, поэтому часто говорю -
«отечественный кинематограф», а не «российский» или
«белорусский».
- Какие места в Москве и Минске вам особенно
нравятся?
- В моем любимом Минске, конечно же, это район рядом с
Троицким предместьем, где я живу. Там много исторических
мест, в том числе, Минское Замчище и Верхний город. Напротив,
через речку Свислочь в кинотеатре «Москва» находится
театр-студия киноактера, где более 35 лет играем для наших
зрителей. Приглашаю всех на наши премьеры по Островскому и
Чехову. Не могу не сказать о киностудии «Беларусьфильм» на
проспекте Независимости, где бываю почти ежедневно, в том
числе, и в Белорусской гильдии актеров.
А приезжаю в Москву, в первую очередь, вспоминаю окрестности
ВГИКа, где прошли мои самые яркие годы, наше старое общежитие
на Яузе, мою первую в жизни киностудию «Мосфильм». Но своим
Домом в Москве называю Дом кино на Васильевской, где в
комнате №5 в Гильдии актеров России всегда радушно встречают
белорусов.
- На «Беларусьфильме» сейчас снимается телефильм
«Ой, ма-моч-ки!..», где вы играете свекровь главной героини,
а в жизни вы теща, ладите с молодыми?
- Вполне. Живем мы вместе, и, слава Богу, никто никому не
мешает. Замечательная семья получиласьу Анастасии с
Александром. Дочка окончила Академию искусств, дизайнер,
работает в белорусском Доме печати. Там и супруга встретила,
двое чудных внуков теперь у нас. Бориславу три с половиной,
Варваре полтора. Мама с папой справляются с ними сами, а я в
последнее время много времени провожу в Серпухове. Там живут
моя мама с сестрой, обоим под девяносто.
- Интересно, что ваша дочка не стала актрисой,
почему?
- Анастасию мы с раннего возраста брали в театр. И когда ей
было три годика, помню, собралась, выхожу и говорю -
«Доченька, я в театр». А она мне «Кричать идешь?!» Вот как
ребенок воспринял то, что происходит на сцене крик, беготня.
Ну а выросла выбрала другую профессию.
- Что скажете о современных внуках?
- Дети сейчас постоянно удивляют. Помню, привезла Бориславу в
подарок необыкновенно яркий пластилин, и они с мамой начали
что-то лепить. Подхожу к нему и спрашиваю «Что это у тебя
такое получилось?» Он мне в ответ - «Кольца Сатурна». И я
подумала «Боже мой, а я в три с половиной года и знать не
знала, что они существуют».
Нина Катаева
|