|
Фильм был показан на фестивале «Дух огня», взял первый приз
на МКФ в Самаре, состоялась премьера в Липецке. В сентябре
картину покажут в Крыму, на фестивале Дмитрия Харатьяна
«Солнечный остров», а также на Международном Ялтинском
фестивале.
- Наталья Сергеевна, что явилось импульсом к
экранизации?
- Не так давно, лет пять назад, я попала в Ямало-Ненецкий
округ, и меня поразило, что люди, живущие там, тысячелетиями
не меняют своих традиций - как жили в чумах, так и живут,
как спрашивали у дерева разрешения, чтобы его срубить, так и
сейчас спрашивают, и мне подумалось вдруг о «Снежной
королеве». Вы, конечно, знаете, что в нашем детском театре
«Бэмби» уже около 30 лет идет этот спектакль по сказке
Андерсена. Мы объехали с ним полмира были в Греции, Болгарии,
Турции, Франции, США. Играли на открытых пространствах
Горного Алтая, и вот я попала на Север. И поняла, что могу
совершенно по-другому рассказать «Снежную королеву»
современным детям. Вы же видели, что в фильме есть гаджеты,
король все время подсчитывает на калькуляторе доходы-расходы,
поскольку в стране кризис. Одним слово, я начала писать
сценарий.
Дело в том, что пишу я с 13 лет, с тех пор, как бабушка,
сибирская писательница Анна Герман подарила мне пишущую
машинку «Колибри», она-то всю жизнь писала мемуары и книги на
немецкой трофейной машинке, на которой набили русский шрифт.
Так и помню, просыпаюсь утром, а бабушка - она вставала в
4.30 - уже сидит и пишет свою книгу. Так что за то, что и я
написала книгу «Единственные дни» - вы можете прочесть ее в
Интернете благодарна, прежде всего, своей бабушке.
Писательство очень серьезный труд, и все сценарии я писала
сама, кроме «Бэмби», который мы сделали с классиком Юрием
Марковичем Нагибиным в соавторстве. Сидели за одним столом,
собираясь снимать здесь, в Крыму, на Ялтинской студии,
которую очень люблю.
Над сценариями всегда работаю до самого начала съемок, иногда
и в процессе их, как было с фильмом «Гоголь.Ближайший». За
эту картину я получила много премий, горжусь, что среди них
есть премия от писателей «Золотое перо Руси» - привет бабушке
на небесах. А еще на одном из литературных фестивалей
«Золотого витязя» я приняла премию из рук самого Валентина
Распутина. Так что сценарий «Тайны Снежной королевы» - это
продолжение моего многолетнего труда, для меня важно, чтобы
дети ощутили катарсис, и когда маленькая зрительница сообщает
мне, что «плакала от радости», это самая большая награда.
- Публика не любит, когда для кино переделывают
общеизвестные вещи, на что, прежде всего, вы обращали
внимание, чтобы картина воспринималась
гармонично?
- Любая экранизация предполагает адаптацию произведения к
современности, дети должны понимать, о чем идет речь, и,
конечно, нужно бережно относиться к первоисточнику. Основу
сказки Андерсена о ледяном сердце, которое должен растопить
огонь любви, я не тронула, это гениально придумано, и сколько
лет мы будем жить на свете, столько и будет актуален этот
сюжет.
- Где вы снимали фильм?
- На Ямале, за Полярным кругом. Уникальные кадры с чумами,
которые поражают всех, мы с оператором Марией Соловьевой,
благодаря помощи губернатора Ямало-Ненецкого округа, снимали
с вертолета. И когда мы пролетали над белой пустыней,
километр за километром, внизу вдруг обнаруживались чумы, из
которых выбегали дети и махали нашему вертолету. Меня
поражало, какой это выносливый и невероятно благородный
народ. Это люди, у которых есть своя цивилизация,
многовековая культура, и если сейчас на планете Земля с нами
будет что-то происходить, они-то точно выживут. Малых
народностей на Ямале множество, даже у нас в картине их около
10, где я, между прочим, играю роль Бабушки-Ханта.
- А где вы нашли дворец?
- В Германии, под Штутгартом, в городе Зигмарингене. Это
настоящий королевский дворец, на съемки в который пришла
принцесса - потомок тех королей, кому принадлежит двор
сегодня. Она пришла в джинсах, в красивой рубашечке, ей было
приятно, что во дворце снимается фильм, тем более, о Кае и
Герде. В павильоне мы никогда бы не построили такую красоту,
чтобы снять дворцовые сцены. Единственное, о чем страдаю, что
у нас выпали две серьезные сцены: борьба с ледяным рыцарем,
которому король кричит «Ты всегда сражаешься исподтишка, не
хочешь ли проявиться?!» И рыцарь выходит и сражается с
королем, но на это дорогостоящее сражение мы не нашли денег.
Также нет сцены падения Герды в бездну - перед тем, как она
появляется во дворце Снежной королевы. Поэтому очень странно
видеть ее в платьишке - всю дорогу она идет в шубке. Просто
во время падения верхнюю одежду с нее сорвало ветром.
Надеюсь, на будущий год я все-таки выпущу фильм в 3D с этими
сценами.
- Историю Снежной королевы вы сами
придумали?
- Да, сама. Я исходила из чисто детского посыла в Севастополе
на фестивале было детское жюри, и девочка из Томска
призналась мне «Я всю жизнь хотела такого конца, который вы
придумали». Помню, и я сама в детстве мечтала о том, чтобы
Снежная королева стала доброй.
- Сразу ли нашли Анну Снаткину Снежную
королеву?
- Нет, была другая актриса, и когда она не появилась на
примерке костюмов, Аня Снаткина попросила попробовать ее, на
что я сказала «Неужели ты думаешь, что я буду тебя пробовать
после того, как ты сыграла Натали в «Последней дуэли»? Я
стала снимать и ни разу не пожалела, потому что Аня
самоотверженный человек. Помните сцену, где она сидит на
ледяном троне, и у нее падает и разбивается вдребезги ледяная
держава? Этот трон и державу сделал китайский мастер в
Лапландии, и Аня, бедолага, сидела на этом троне 5 часов. И
выдержала. Мы все там выдерживали этот жуткий холод. Когда
приехали с Машей выбирать натуру зимой, чуть не погибли:
температура была запредельной, камеры бы не выдержали. Финны
заставили нас купить пуховики на гагачьем пуху и сапоги на
огромной подошве. Ближе к марту стало теплее.
- У меня создалось ощущение, что когда вы снимали
сцены во дворце, где персонажам надо было проявлять знание
придворного этикета, за вами со стороны наблюдали Сергей
Герасимов и Тамара Макарова.
- О своих учителях я думаю всегда. А когда вернусь из Крыма
в Москву, во ВГИКе состоится грандиозный праздник - 2 июня
Сергею Апполинарьевичу Герасимову исполняется 110 лет. ВГИК
носит его имя. И в день его рождения там соберутся его
ученики. Я всегда считала Герасимова и Тамару Федоровну
Макарову своими духовными родителями. А мою маму Инну
Макарову, было время, они даже хотели удочерить, потому что у
мамы рано умер отец, ему было всего 34 года. Мама была их
любимой ученицей, но она рано выскочила замуж за моего папу,
и удочерение отпало. Но Герасимов и Макарова всегда
по-отечески относились ко мне.
- Что, по-вашему, происходит у нас с детским
кино?
- Катастрофа. Сняв этот фильм, я поняла одно детских сказок
за всю историю нового периода российского кино, не считая
«Снежной королевы» и «Реальной сказки» Сергея Безрукова, мы
сняли не более четырех. А в советское время было целое
направление сказки, детские комедии. Мою картину «Бэмби»,
которую снимали в Крыму, за неделю посмотрели 7 млн детей.
Вот как был построен прокат, в каждом дворе был кинотеатрик
«Звездочка», а сейчас в Москве до сих пор 49 кинотеатров под
замком.
Судите по «Снежной королеве» - четыре года я не могла
выпустить фильм.
Да и в целом национального российского кино у нас пока нет,
есть отдельные хорошие фильмы, и на фестиваль «Золотой
витязь», безусловно, отбирают именно такие. Слежу за
«Витязем» со дня его рождения и солидарна с Бурляевым, что
кинематограф должен поднимать душу человека. С большой
тонкостью следует работать в детском кинематографе, где есть
опасность завлечь ребенка в трясину вожделения другим полом
или «многопольем», а сегодня это показывают с экранов даже в
мультфильмах. Пропагандируя насилие, неразборчивость в сексе,
разрушение основ семьи, а именно это делаем, выпустив
американский кинематограф на главные экраны страны, мы
подрубаем понятие духовной безопасности нации. Мы построим
самые современные ракеты, но у нас жители будут другими, они
становятся «не нашими» гражданами, когда в детстве смотрят не
наше кино. И захват страны, осуществленный изнутри, может
быть гораздо более основательным, чем захват с оружием в
руках.
Поэтому те кинематографисты, которые ухитряются сегодня
снимать детские фильмы, например, как «Частное пионерское»,
это герои. Потому что вопрос стоит уже не просто - быть или
не быть детскому кинематографу, а - быть или не быть
российскому менталитету вообще. Мое поколение воспитано на
фильмах «Золушка» и «Дети капитана Гранта», где воспевался
героизм и активное добро, где не было масок шоу и грязных
анекдотов в виде «картинок». И мы видели ориентиры, четко
понимали, где добро и где зло - этому был посвящен весь
российский кинематограф. И особенно сказки Птушко, в которых
всегда побеждал «русский дух», а герой, как в фильме
«Морозко», вызывал добрую улыбку. У меня есть идея
отреставрировать эти шедевры и вернуть детям сказки. Но на
это нужны деньги и понимание, что сделать это необходимо.
- Связано ли что-то в вашей жизни с
Беларусью?
- У меня там очень много друзей, и прежде всего хотела бы
передать привет председателю Союза кинематографистов Беларуси
Виктору Васильеву, с которым дружна много лет. А также людям,
которые организовывали фестиваль «Лiстопад», где у меня
проходили грандиозные премьеры картины «Пушкин. Последняя
дуэль». Стояла такая очередь, что вместо одного показа
сделали два подряд. Это в Минске, потом я ездила с фильмом в
Витебск. Но меня настораживает, что с моим новым фильмом
«Тайна Снежной королевы» меня пока не пригласили ни на один
белорусский фестиваль.
Нина Катаева
фото автора
|