Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Тайна Снежной королевы

На 25 МКФ «Золотой витязь» фильм Натальи Бондарчук «Тайна Снежной королевы» получил «Бронзового витязя». Популярная сказка экранизировалась не раз. Особенность новой постановки в том, что у Снежной королевы появляется «тайна» – история с прошлым, и в разгадке ее – новый смысл фильма.

 Фильм был показан на фестивале «Дух огня», взял первый приз на МКФ в Самаре, состоялась премьера в Липецке. В сентябре картину покажут в Крыму, на фестивале Дмитрия Харатьяна «Солнечный остров», а также на Международном Ялтинском фестивале. 
 - Наталья Сергеевна, что явилось импульсом к экранизации?
- Не так давно, лет пять назад, я попала в Ямало-Ненецкий округ, и меня поразило, что люди, живущие там, тысячелетиями не меняют своих традиций -  как жили в чумах, так и живут, как спрашивали у дерева разрешения, чтобы его срубить, так и сейчас спрашивают, и мне подумалось вдруг о «Снежной королеве». Вы, конечно, знаете, что в нашем детском театре «Бэмби» уже около 30 лет идет этот спектакль по сказке Андерсена. Мы объехали с ним полмира были в Греции, Болгарии, Турции, Франции, США. Играли на открытых пространствах Горного Алтая, и вот я попала на Север. И поняла, что могу совершенно по-другому рассказать «Снежную королеву» современным детям. Вы же видели, что в фильме есть гаджеты, король все время подсчитывает на калькуляторе доходы-расходы, поскольку в стране кризис. Одним слово, я начала писать сценарий.
Дело в том, что пишу я с 13 лет, с тех пор, как бабушка, сибирская писательница Анна Герман подарила мне пишущую машинку «Колибри», она-то всю жизнь писала мемуары и книги на немецкой трофейной машинке, на которой набили русский шрифт. Так и помню, просыпаюсь утром, а бабушка - она вставала в 4.30 - уже сидит и пишет свою книгу. Так что за то, что и я написала книгу «Единственные дни» - вы можете прочесть ее в Интернете благодарна, прежде всего, своей бабушке. Писательство очень серьезный труд, и все сценарии я писала сама, кроме «Бэмби», который мы сделали с классиком Юрием Марковичем Нагибиным в соавторстве. Сидели за одним столом, собираясь снимать здесь, в Крыму, на Ялтинской студии, которую очень люблю.
Над сценариями всегда работаю до самого начала съемок, иногда и в процессе их, как было с фильмом «Гоголь.Ближайший». За эту картину я получила много премий, горжусь, что среди них есть премия от писателей «Золотое перо Руси» - привет бабушке на небесах. А еще на одном из литературных фестивалей «Золотого витязя» я приняла премию из рук самого Валентина Распутина. Так что сценарий «Тайны Снежной королевы» - это продолжение моего многолетнего труда, для меня важно, чтобы дети ощутили катарсис, и когда маленькая зрительница сообщает мне, что «плакала от радости», это самая большая награда. 
- Публика не любит, когда для кино переделывают общеизвестные вещи, на что, прежде всего, вы обращали внимание, чтобы картина воспринималась гармонично?
- Любая экранизация предполагает адаптацию произведения к современности, дети должны понимать, о чем идет речь, и, конечно, нужно бережно относиться к первоисточнику. Основу сказки Андерсена о ледяном сердце, которое должен растопить огонь любви, я не тронула, это гениально придумано, и сколько лет мы будем жить на свете, столько и будет актуален этот сюжет. 
- Где вы снимали фильм?
- На Ямале, за Полярным кругом. Уникальные кадры с чумами, которые поражают всех, мы с оператором Марией Соловьевой, благодаря помощи губернатора Ямало-Ненецкого округа, снимали с вертолета. И когда мы пролетали над белой пустыней, километр за километром, внизу вдруг обнаруживались чумы, из которых выбегали дети и махали нашему вертолету. Меня поражало, какой это выносливый и невероятно благородный народ. Это люди, у которых есть своя цивилизация, многовековая культура, и если сейчас на планете Земля с нами будет что-то происходить, они-то точно выживут. Малых народностей на Ямале множество, даже у нас в картине их около 10, где я, между прочим, играю роль Бабушки-Ханта.
- А где вы нашли дворец?
- В Германии, под Штутгартом, в городе Зигмарингене. Это настоящий королевский дворец, на съемки в который пришла принцесса - потомок тех королей, кому принадлежит двор сегодня. Она пришла в джинсах, в красивой рубашечке, ей было приятно, что во дворце снимается фильм, тем более, о Кае и Герде. В павильоне мы никогда бы не построили такую красоту, чтобы снять дворцовые сцены. Единственное, о чем страдаю, что у нас выпали две серьезные сцены: борьба с ледяным рыцарем, которому король кричит «Ты всегда сражаешься исподтишка, не хочешь ли проявиться?!» И рыцарь выходит и сражается с королем, но на это дорогостоящее сражение мы не нашли денег. Также нет сцены падения Герды в бездну - перед тем, как она появляется во дворце Снежной королевы. Поэтому очень странно видеть ее в платьишке - всю дорогу она идет в шубке. Просто во время падения верхнюю одежду с нее сорвало ветром. Надеюсь, на будущий год я все-таки выпущу фильм в 3D с этими сценами.
- Историю Снежной королевы вы сами придумали?
- Да, сама. Я исходила из чисто детского посыла в Севастополе на фестивале было детское жюри, и девочка из Томска призналась мне «Я всю жизнь хотела такого конца, который вы придумали». Помню, и я сама в детстве мечтала о том, чтобы Снежная королева стала доброй.
- Сразу ли нашли Анну Снаткину Снежную королеву?
- Нет, была другая актриса, и когда она не появилась на примерке костюмов,  Аня Снаткина попросила попробовать ее, на что я сказала «Неужели ты думаешь, что я буду тебя пробовать после того, как ты сыграла Натали в «Последней дуэли»? Я стала снимать и ни разу не пожалела, потому что Аня самоотверженный человек. Помните сцену, где она сидит на ледяном троне, и у нее падает и разбивается вдребезги ледяная держава? Этот трон и державу сделал китайский мастер в Лапландии, и Аня, бедолага, сидела на этом троне 5 часов. И выдержала. Мы все там выдерживали этот жуткий холод. Когда приехали с Машей выбирать натуру зимой, чуть не погибли: температура была запредельной, камеры бы не выдержали. Финны заставили нас купить пуховики на гагачьем пуху и сапоги на огромной подошве. Ближе к марту стало теплее. 
- У меня создалось ощущение, что когда вы снимали сцены во дворце, где персонажам надо было проявлять знание придворного этикета, за вами со стороны наблюдали Сергей Герасимов и Тамара Макарова.
 - О своих учителях я думаю всегда. А когда вернусь из Крыма в Москву, во ВГИКе состоится грандиозный праздник - 2 июня Сергею Апполинарьевичу Герасимову исполняется 110 лет. ВГИК носит его имя. И в день его рождения там соберутся его ученики. Я всегда считала Герасимова и Тамару Федоровну Макарову своими духовными родителями. А мою маму Инну Макарову, было время, они даже хотели удочерить, потому что у мамы рано умер отец, ему было всего 34 года. Мама была их любимой ученицей, но она рано выскочила замуж за моего папу, и удочерение отпало. Но Герасимов и Макарова всегда по-отечески относились ко мне.
- Что, по-вашему, происходит у нас с детским кино?
- Катастрофа. Сняв этот фильм, я поняла одно детских сказок за всю историю нового периода российского кино, не считая «Снежной королевы» и «Реальной сказки» Сергея Безрукова, мы сняли не более четырех. А в советское время было целое направление сказки, детские комедии. Мою картину «Бэмби», которую снимали в Крыму, за неделю посмотрели 7 млн детей. Вот как был построен прокат, в каждом дворе был кинотеатрик «Звездочка», а сейчас в Москве до сих пор 49 кинотеатров под замком.
Судите по «Снежной королеве» - четыре года я не могла выпустить фильм.
Да и в целом национального российского кино у нас пока нет, есть отдельные хорошие фильмы, и на фестиваль «Золотой витязь», безусловно, отбирают именно такие. Слежу за «Витязем» со дня его рождения и солидарна с Бурляевым, что кинематограф должен поднимать душу человека. С большой тонкостью следует работать в детском кинематографе, где есть опасность завлечь ребенка в трясину вожделения другим полом или «многопольем», а сегодня это показывают с экранов даже в мультфильмах. Пропагандируя насилие, неразборчивость в сексе, разрушение основ семьи, а именно это делаем, выпустив американский кинематограф на главные экраны страны, мы подрубаем понятие духовной безопасности нации. Мы построим самые современные ракеты, но у нас жители будут другими, они становятся «не нашими» гражданами, когда в детстве смотрят не наше кино. И захват страны, осуществленный изнутри, может быть гораздо более основательным, чем захват с оружием в руках.
Поэтому те кинематографисты, которые ухитряются сегодня снимать детские фильмы, например, как «Частное пионерское», это герои. Потому что вопрос стоит уже не просто - быть или не быть детскому кинематографу, а - быть или не быть российскому менталитету вообще. Мое поколение воспитано на фильмах «Золушка» и «Дети капитана Гранта», где воспевался героизм и активное добро, где не было масок шоу и грязных анекдотов в виде «картинок». И мы видели ориентиры, четко понимали, где добро и где зло - этому был посвящен весь российский кинематограф. И особенно сказки Птушко, в которых всегда побеждал «русский дух», а герой, как в фильме «Морозко», вызывал добрую улыбку. У меня есть идея отреставрировать эти шедевры и вернуть детям сказки. Но на это нужны деньги и понимание, что сделать это необходимо.
- Связано ли что-то в вашей жизни с Беларусью?
- У меня там очень много друзей, и прежде всего хотела бы передать привет председателю Союза кинематографистов Беларуси Виктору Васильеву, с которым дружна много лет. А также людям, которые организовывали фестиваль «Лiстопад», где у меня проходили грандиозные премьеры картины «Пушкин. Последняя дуэль». Стояла такая очередь, что вместо одного показа сделали два подряд. Это в Минске, потом я ездила с фильмом в Витебск. Но меня настораживает, что с моим новым фильмом «Тайна Снежной королевы» меня пока не пригласили ни на один белорусский фестиваль.   
                                                                                                                  Нина Катаева

                                                                                                                   фото автора

 


«Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»
«НИИ Архив. Ремонтаж»
«Баланс стихий внутри тебя: путь от хаоса к гармонии»
Некрополь World Russia
Cosmoscow 2024
"Государство против революции. 1923-1938"
VK Fest 2024
«Москва глазами Булгакова-журналиста»