|
4 марта 2016 года в ГМИИ им. Пушкина при поддержке ВТБ
открылась выставка "Кранахи. Между Ренессансом и
маньеризмом". Масштабная выставка, посвященная
творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса
Кранаха Старшего (1472-1553 гг.) и представителей нескольких
поколений этой известной династии, будет экспонироваться до
15 мая 2016 года.
Личность предприимчивая и весьма плодовитая, Лукас Кранах
Старший создал мастерскую, процветавшую на протяжении более
ста лет. Результат этой деятельности - создание
запоминающихся и легко узнаваемых ярких образов. И все же на
нынешней выставке зрителю предстоят и весьма неожиданные
встречи и открытия. Одно из них- картина "Иисус и Дева
Мария (или Магдалина)". Как и другие произведения из
Фонда замка Фриденштайн (Гота), шедевр впервые за 70
послевоенных лет выставляется в России. Два прекрасных лика -
голубоглазых и светловолосых - зачаровывают зрителя своим
пристальным взглядом. При том, что живопись выполнена на
пергаменте темперными красками, она в прекрасной
сохранности.
Украшением выставки являются также знаменитые творения
Лукаса Кранаха Старшего "Мистическое обручение святой
Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и
Варварой" (Музей изящных искусств, Будапешт),
"Венера и Амур" (Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург), "Плоды ревности. Серебряный век"
(ГМИИ им.Пушкина, Москва),"Юдифь, обезглавливающая
Олоферна" (Фонд замка Фриденштайн, Гота). Дополняют
экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов. На
вернисаже немецкими искусствоведами была отмечена отличная
работа российских реставраторов и царила дружелюбная
обстановка - выставка получилась международной.
Всего в экспозиции сорок восемь живописных и более
пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы,
Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга,
Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций.
Такой масштабный проект был давно задуман и осуществлен
благодаря содействию И.С. Антоновой и заботам куратора
выставки - В.А. Садкова.
Экспозиция прослеживает важные перемены, произошедшие в
художественном сознании немецких мастеров в период между
Ренессансом и маньеризмом. Особенно они ощущаются при взгляде
на "Венеру и Амура"(1509 г.). Именно в этот период,
период расцвета Вюртембергского университета и возвращения
идеалов гуманизма, стало возможным изображение обнаженной
натуры - своеобразного возвращения к древнегреческим канонам
прекрасного.
Надежда Киселева
|