Он продолжает экспериментировать, изучая новые возможности.
Подобно любознательному ребенку он берет в руки 3D
оборудование и искренне радуется новой игрушке. Многие
зрители привыкли воспринимать 3D скорее не как кино, а как
аттракцион, позволяющий нырнуть в океан или с бешеной
скоростью пролететь по небу, поиграть в догонялки,
столкнуться с огромным монстром или угадить прямо в пасть к
акуле. Годару же все эти предсказуемые трюки не интересны.
Вооружившись 3D, он продолжает изучать человеческие
отношение, философствовать на тему устройства мира, находить
точки соприкосновения между мужчиной и женщиной. Зрители
наблюдают, как герои долго говорят, как собака на первый
взгляд неприкаянно бродит в кадре. Вот она лежит в ногах
своих хозяев и преданно смотрит им в глаза, вот она о чем-то
задумалась, а вот резвится в траве; девушка раздевается в
перерывах между длительными изнуряющими беседами, которые в
конечном счете приведут к своей логической развязке. И как ни
философствуй и ни моргай большими собачьими глазами, жизнь
расставит все на свои места, и в конечном счете заумности
протанцуют свои поэтические па и придут к простым хеппи
эндам. Годар по-прежнему похож на юного исследователя, а не
на стареющего человека, который снимает по накатанной,
используя свой многолетний опыт и отточенный талант. Он
показывает великолепный пример того, что у настоящего
творчества нет возраста, вернее возраст есть, но измеряется
этот возраст не возрастом человеческого тела, которому
свойственно дряхлеть со временем, а возрастом души, которая
не подвластна годам. Впрочем, у кого-то она стареет быстрее
тела.
Если «Прощай, речь» посмотреть зрителю, незнакомому с
творчеством Годара, можно спокойно воскликнуть:"Да это
же похоже на студенческое кино, любой ученик, научившийся
держать в руках камеру, может снять такое кино. Ни тебе
стройного сюжета, ни истории в ее привычном понимании. Возьми
мужчину и женщину и разбавь их кадрами с милым животным, вот
тебе и кино."
Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд.
Фильм Годара, несмотря на всю свою кажущуюся свободную
поэтичность, подчинен строгому логическому коду, известному
лишь режиссеру. Как в математической формуле, кадры сменяют
друг друга, руководствуясь строго продуманной схемой. Зрители
могут конечно не замечать, но эти на первый взгляд странные и
бессвязные кадры начинают все больше притягивать к себе, и
вот ты уже качаешься на волнах поэтического мира Годара, в
котором и женщина, и мужчина, и собака, и окружающая природа
начинают взаимодействовать в такой гармонии, что забываешь о
своем дискомфорте, который ты возможно испытывал в начале
картины. Когда ты еще не настроился, сидишь и думаешь:
"Ну это я, наверное, такой дурак, что не могу понять,
что тут вообще происходит и где собственно кино?"
А "кина" в общепринятом понимании и не будет,
главное не сопротивляться, а просто довериться Годару, и
тогда "Прощай, речь"!
Елена Вечеринина
|