Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Годар в 3D на 36 ММКФ – "Прощай, речь"

Жан-Люк Годар когда-то был революционером в кино – отчаянным, страстным, экспериментирующим. Годар начал снимать кино в шестидесятые и спустя более пятидесяти лет его картины по-прежнему воспринимаются свежо.

Он продолжает экспериментировать, изучая новые возможности. Подобно любознательному ребенку он берет в руки 3D оборудование и искренне радуется новой игрушке. Многие зрители привыкли воспринимать 3D скорее не как кино, а как аттракцион, позволяющий нырнуть в океан или с бешеной скоростью пролететь по небу, поиграть в догонялки, столкнуться с огромным монстром или угадить прямо в пасть к акуле. Годару же все эти предсказуемые трюки не интересны.

Вооружившись 3D, он продолжает изучать человеческие отношение, философствовать на тему устройства мира, находить точки соприкосновения между мужчиной и женщиной. Зрители наблюдают, как герои долго говорят, как собака на первый взгляд неприкаянно бродит в кадре. Вот она лежит в ногах своих хозяев и преданно смотрит им в глаза, вот она о чем-то задумалась, а вот резвится в траве; девушка раздевается в перерывах между длительными изнуряющими беседами, которые в конечном счете приведут к своей логической развязке. И как ни философствуй и ни моргай большими собачьими глазами, жизнь расставит все на свои места, и в конечном счете заумности протанцуют свои поэтические па и придут к простым хеппи эндам. Годар по-прежнему похож на юного исследователя, а не на стареющего человека, который снимает по накатанной, используя свой многолетний опыт и отточенный талант. Он показывает великолепный пример того, что у настоящего творчества нет возраста, вернее возраст есть, но измеряется этот возраст не возрастом человеческого тела, которому свойственно дряхлеть со временем, а возрастом души, которая не подвластна годам. Впрочем, у кого-то она стареет быстрее тела.

Если «Прощай, речь» посмотреть зрителю, незнакомому с творчеством Годара, можно спокойно воскликнуть:"Да это же похоже на студенческое кино, любой ученик, научившийся держать в руках камеру, может снять такое кино. Ни тебе стройного сюжета, ни истории в ее привычном понимании. Возьми мужчину и женщину и разбавь их кадрами с милым животным, вот тебе и кино."
 

Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Фильм Годара, несмотря на всю свою кажущуюся свободную поэтичность, подчинен строгому логическому коду, известному лишь режиссеру. Как в математической формуле, кадры сменяют друг друга, руководствуясь строго продуманной схемой. Зрители могут конечно не замечать, но эти на первый взгляд странные и бессвязные кадры начинают все больше притягивать к себе, и вот ты уже качаешься на волнах поэтического мира Годара, в котором и женщина, и мужчина, и собака, и окружающая природа начинают взаимодействовать в такой гармонии, что забываешь о своем дискомфорте, который ты возможно испытывал в начале картины. Когда ты еще не настроился, сидишь и думаешь: "Ну это я, наверное, такой дурак, что не могу понять, что тут вообще происходит и где собственно кино?"

А "кина" в общепринятом понимании и не будет, главное не сопротивляться, а просто довериться Годару, и тогда "Прощай, речь"!

Елена Вечеринина
 


«Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»
«НИИ Архив. Ремонтаж»
«Баланс стихий внутри тебя: путь от хаоса к гармонии»
Некрополь World Russia
Cosmoscow 2024
"Государство против революции. 1923-1938"
VK Fest 2024
«Москва глазами Булгакова-журналиста»