Искать!
ММКФ
Мультимедиа Арт Музей
Музыка
Фестивали
Статьи и рецензии
Литературная гостиная
Театры и выставки
Новости культуры
Общество
Контакты
ФОТО и ВИДЕО
Портал работает под управлением vPortal CMS 2.0

 
 
Добро пожаловать! [ регистрация ]
 
 

Россиское кино на 36 ММКФ: КСП, джаз и косухи

В «Кино про Алексеева» некий условный персонаж действует в совершено реальном пространстве. Бард Николай Васильевич Алексеев фигура вымышленная

«Кино про Алексеева» Михаила Сегала стал фильмом открытия Российской программы. В первых кадрах фильма мы видим, как разбивается трехлитровая банка соленых огурцов. Потом на камеру крупным планом сыплются грибы лисички и ягоды красной рябины. Если не знать фильмы Сегала, можно подумать, что сейчас начнется какой-нибудь  самоварный патриотизм. Но, разумеется, не тут-то было... В «Кино про Алексеева» некий условный персонаж действует в совершено реальном пространстве. Бард Николай Васильевич Алексеев фигура вымышленная (Справедливости ради на до отметить, что в действительности существует его однофамилиц, бард Николай Алексеев. Однако, речь тут не о нем). 

Очень пожилой человек Николай Васильевич Алексеев (Александр Сбруев)  живет в бедной  деревенской избушке в Тульской области, он подрабатывает тем, что продает на трассе соленые огурцы. Однажды героя чуть не сбивает машина, и рассказ об этом происшествии сразу же попадает в телевизионные новости. Через некоторое время Алексеев получает телеграмму о том, что его приглашают на радиоэфир. Оказывается, Николай Васильевич в прошлом был известным бардом, и теперь публика жаждет вновь услышать его песни. 
Хотя, действие происходит в наше время, перед глазами постоянно висит коричнево-охристая картинка свойственная фильмам постперестроечного реализма.

Параллельно мы видим эпизоды из жизни молодого Алексеева. Тут и картинка повеселее: больше солнца и ярких цветов. Вот он инженер-конструктор, работающий над новым проектом, вот тут же, в КБ  знакомится с симпатичной девушкой... Однако, вскоре находится «хороший вариант» с московской квартирой и Алексеев не прочь жениться по расчету. Он пишет песни про «туманные луга» и  «одинокие вечера», принимает участие в КСПшных слетах. Однажды по доносу «доброжелателей» молодой бард попадает в КГБ, где его обвиняют в «оскорблении партии» и делают стукачем. Теперь песни Алексеева начинают звучать несколько иначе: «Здравствуй, мама, я - дезертир, не на  щите пришел, а с позором. Навоевался, побился о мир, запуган светом, клеймен приговором»... Но,  Алексеев продолжает жить, петь песни, разрабатывать новое оружие (автомат Фролова) в своем КБ и флиртовать с женщинами. При каждом удобном случае он рассказывает одну и ту же «телегу» о том, что такое любовь, подслушанную им на съемках фильма Тарковского «Андрей Рублев»: «Это понять, что нужно человеку в данный момент времени и дать ему это». Кажется, что все герои фильма бесконечно озабочены поиском «формулы любви». Только к реальной жизни все эти формулы никак не привязаны. Алексеев откровенно насмехается над девушкой, которая говорит ему о своих чувствах, да и с другими людьми ведет себя не лучше. 
Как складывалась судьба Николая Васильевича в зрелые годы нам неизвестно. Но, вот сейчас престарелый бард сидит в студии и принимает звонки от восторженных радиослушателей. Оказывается, что песни Алексеева знают и эмигранты в  Америке, и космонавты на орбитальной станции. Оказывается, он был всеобщим кумиром, и на его творчестве «выросло целое поколение». Оказывается, о песнях Алексеева в свое время хорошо отзывались Бродский и Окуджава, только сам Алексеев ничего об этом не знал. А теперь в студию случайно заходит Андрей Макаревич (сыгравший в фильме самого себя) и просит сфотографироваться с «антикварной»  знаменитостью. В довершении всего, ведущая радиоэфира достает неизвестно откуда пластинку с песнями Алексеева, якобы, когда-то выпущенную фирмой «Мелодия». О существовании такой пластинки, Алексеев, разумеется, тоже не знал. 
После всего этого шоу Николай Васильевич едет домой в поезде с блаженной улыбкой на лице, обнимая заветную пластинку. Через несколько минут зрителю становится понятно, что никакого радиоэфира не было, не было восторженных поклонников, никогда не было хвалебных рецензий в прессе, а пластинка фирмы  «Мелодия» сделана недавно, ее  обложка напечатана на принтере. Кому и зачем понадобилось насмехаться над стариком, который ведь еще не при смерти и вполне может узнать правду? Оказывается женщина, в юности влюбленная в Алексеева увидела его в новостном сюжете про аварию на трассе...  После чего она  решила «понять, что нужно человеку в данный момент времени и дать ему это». А может быть, просто решила отомстить за отвергнутую любовь? Так или иначе впечатление от фильма остается очень тягостное. Герой целого поколения - это второсортный бард, КГБшный стукач, а в придачу еще и разработчик смертоносного оружия. После такого определения хочется с пеной у рта защищать бедную совдепию и кричать, что все там было не так уж плохо. Были ведь и бескорыстные храбрые герои, и талантливые поэты, и хорошие люди, и настоящая любовь.

Интересен еще и некий зашифрованный месседж создателей картины. То на двери в доме культуры почему-то нацарапано крупными буквами «Каста»  (название известной отечественной рэп-команды). То на гитаре у Алексеева, взятой им на прокат у молодого человека написано «Nirvana» и приклеен портрет ее лидера Курта Кобейна. С этой гитарой Николай Васильевич едет в электричке. Случайный попутчик задает ему вопрос: «А Вы знаете, что такое нирвана?», на что Алексеев отвечает: «Конечно, каждый образованный человек знает, что такое нирвана».  Действительно, ведь на песнях Курта Кобейна выросло целое поколение, это его песни слушают на всех континентах земного шара и, наверное, даже в космосе. Но, кому адресованы подобные «тайные послания» в фильме и для чего они  нужны вообще? Музыка «Касты» или «Нирваны» не звучит в картине ни разу, а также не звучит музыка других групп аналогичных направлений. Непонятно, почему режиссер не снял полнометражный фильм о ком-то из музыкантов, работающих в современных стилях, если это ему действительно интересно, а взялся за Клуб Самодеятельной Песни?  Или,  может быть «Кино про Алексеева» это сказка про несбывшуюся мечту? Мечту о том, чтобы российские поэты и композиторы  были всеобщими кумирами и задавали тон музыкальной культуре планеты...

Еще один фильм российской программы 36-го ММКФ, имеющий отношение к современной музыке - «Милый джаз» (реж. Александр Джамц) оказался современной стилизацией под новую волну. Картина снята на черно-белую пленку, героиня - молодая девушка, джазовая барабанщица,  бунтующая против мамаши-бизнесменши. Стилизовано тут почти все: и операторская работа и монтаж и актерская игра. По форме все это, в некотором роде интересно. Только вот джаза тут не так много, как хотелось бы. А если уж играть на балалайке  «Summertime», то можно было бы делать это и получше...

Фильм «Косухи»  (реж. Себастьян Аларкон) рассказывает о трех молодых людях из разных слоев современного общества. Черные кожаные куртки «косухи» - это, пожалуй все, что как-то связывает героев фильма с неформальной культурой. В общем, картина не об этом. По сценарию косухи с железными шипами на плечах носят драгдиллеры, принадлежащие к одной мафиозной группировке. К двум героям фильма куртки попадают случайно,  из-за чего они становятся участниками неких драматических событий. Третий парень действительно работает курьером, правда не до конца знает, что именно доставляет клиентам. В финальных кадрах фильма все трое встречаются и обнаруживают что день рождения у них сегодня, в один день. 
В картине затронуты и социальные проблемы, и  взаимоотношения детей-студентов с родителями,  и общая  «подвешенность в воздухе» современной молодежи в идеологическом,  культурном и материальном плане. Один из героев фильма музыкант, играющий в панк-команде. Вот он приходит на репетиционную базу расположенную на закрывшемся заводе, и мы слышим  песню группы «Анклав» под названием «Чума». Группа приняла участие в съемках фильма в полном составе. Звучит песня в таком плохом качестве, что разобрать слова почти невозможно. А зря, кажется, это было бы сегодня весьма актуально: «Последняя осень давно прошла, по плану, как и обещали. И Бог бомжом подох в метро, он сгнил под нашими ногами. А в платье белом, улыбаясь, голубоглазый мальчик-дьявол, шагает кротко по земле,  он Иешуа, мы так ждали... Новый день - Да здравствует чума!»   

 

                                                                                                                                                                                                      Анна Юферева


«Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма»
«НИИ Архив. Ремонтаж»
«Баланс стихий внутри тебя: путь от хаоса к гармонии»
Некрополь World Russia
Cosmoscow 2024
"Государство против революции. 1923-1938"
VK Fest 2024
«Москва глазами Булгакова-журналиста»