|
Все началось со случайного знакомства с диктором Минского
телевидения Ариной Ястреб. Она, почитав мои статьи о кино,
настоятельно посоветовала мне посетить Минский
кинофестиваль. Как посетить, на метро бы наскрести денег, не
то, что на поезд и гостиницу. Жизнь в «Акриде» несладка и
терниста. Но после короткого письма в пресс-центр фестиваля
меня нашел МИД Беларуси и предложил взять меня под свой
патронаж и полное обеспечение. Подействовало то, что мы
быстрее всех опубликовали анонс фестиваля. И вот уже крыло
самолета поднимает меня за облака, и я лечу. И в самой
лучшей пятизвездочной гостинице «Минск» мне выделяют
отдельный номер с интернетом, шведским столом, мини-баром,
личным сейфом и прочими удобствами. Сначала я думал, что меня
приняли за другого, никто бы, познакомившись с моими статьями
о современном кино, о котором я не сказал ни одного доброго
слова, не позвал бы меня на свой фестиваль. Но чувствовал я
себя Хлестаковым недолго. Потому что в фойе гостиницы меня
встретила целая стая московских журналюг из самой
разнообразной желтой прессы, которая с чувством собственной
значимости жадно набрасывалась по утрам на шведский стол, а
по вечерам на фуршетные столы приёмов и вечеринок. Ну, а я
чем хуже то?
«In kino veritas» под таким девизом Минский кинофестиваль
проходит в этом году в 20-й раз. Юбилейный год отмечен
особенно вдумчивым отбором конкурсных фильмов. Председатель
жюри конкурса, российский режиссер Александр Зельдович
пообещал голосовать сердцем. «Я впервые в роли председателя
жюри. Программа очень серьёзная, подобрана любовно и там
нет случайных и конъюнктурных решений» - говорил он на
пресс-конференции.
Помимо основного конкурса будет конкурс молодежного кино
«Молодежь на марше», жюри этого конкурса возглавляет
французский режиссер, продюсер, сценарист - Пьер Лион,
который прекрасно говорит по-русски. Не успел еще выяснить,
где он так хорошо выучил не родной русский язык.
Будет конкурс детского кино «Листападiк». Это немаловажный
конкурс, хоть и с уменьшительным названием. Ведь детское
кино призвано формировать душу. «Позор, что детское кино мы
отдали на откуп заокеанским кинокомпаниям». Считает
председатель жюри Галина Данелия.
На этом конкурсы не заканчиваются, будет еще конкурс
документальных лет, и ряд ретроспектив известных режиссеров.
Например, француженки Клер Дени. Беларусь представлена
фильмом Константина Лопушанского «Роль». Странно, мы всегда
считали этого режиссера своим. Как нелепо это раздирание
давно сросшихся культур. Мы и Параджанова считаем «своим».
Фильм «Параджанов» представлен на фестивале, как фильм
открытия. Удивительно, что открывается фестиваль не
американским блокбастером а совершенно артхаусным кино. С
таким же успехом и Украина может заявить, что Параджанов
украинский режиссер. Ничего лучшего об украинской
ментальности, чем «Тени забытых предков» не было создано.
Если бы это было только моим мнением, нет, так считают сами
украинские киноведы.
Ну, а мы же считаем этих режиссеров своими. Лопушанский
живет в Санкт Петербурге и его новый фильм «Роль» уже
принимал участие в последнем московском кинофестивале и
удостоился большого внимания зрителей и восторженных отзывов
критики. Он получил приз жюри киноклубов с очень забавной
формулировкой «За лучший фильм основного конкурса». То есть,
киноклубы превознесли этот фильм превыше всех остальных. Ну,
а что мы от Лопушанского и ожидаем? - чудес и ничего кроме
чудес. И так с его первого фильма «Письма мертвого человека».
Фантастика, мистика и реалистичность в одном флаконе вот
стиль ученика Тарковского.
Без Параджанова наше кино тем более немыслимо. Впрочем, с
таким же успехом можно присвоить и Шекспира.
В этом году фильм «Параджанов» самый желанный гость всех
фестивалей. От Украины он выдвинут на «Оскар». В нем об
эксцентричном режиссере рассказано все. И главное, что в нем
он истинный гений. Этот фильм показывают на сладкое. Так
раньше показывали «Сладкую жизнь» Феллини.
На пресс-конференции нам рассказали анекдот. Параджанов с
«Цветом граната», по линии ЦК ВЛКСМ, приезжал в свое время в
Минск, и показывал свой шедевр в Доме кино. После фильма не
раздалось никаких аплодисментов. Элита ничего не поняла в
фильме, настолько авангардным, новым был его язык.
Параджанов поднялся на сцену и сказал, что он выше Феллини.
Феллини снял «Амаркорд», где рассказал о своем детстве. А он
(Параджанов) сумел снять эпос целого народа. После этого
фильм показали второй раз. И тогда уже аплодисменты не
стихали долго. Уверяют, что так и было на самом деле.
Кстати о спорах, чей же Параджанов режиссер: грузинский,
армянский украинский или русский. В фильме сам Параджанов
отвечает на это так: «Вы никто не даете мне снимать кино.
Если бы мне дали где-нибудь снимать. Хоть в Африке. Я был бы
тогда великим Африканским режиссером.
Перед фильмом нас угощали дорогим армянским коньяком,
инжиром, финиками. А после фильма на серебряном подносе были
уложены большие плоды гранатов. Это было сделано армянской
фирмой, просто от души, безо всякой режиссуры и даже рекламы.
Так что я не знаю название фирмы, только знаю, что ее
создатели очень молодые люди. Как это трогательно видеть, -
молчаливый дар уважения своему гениальному земляку.
На очередном коктейле в честь Клер Дени, я добрался до Пьера
Леона и, чокнувшись с ним бокалом вина, спросил, откуда он
так хорошо знает русский? На это он ответил, что родился в
Москве. «Ааа» - протянул растерянно я. Все-таки ни Пьеров,
ни Леонов не часто встретишь в Москве.
- А-аа я не в Москве родился - нашелся, наконец, я, как
продолжить разговор.
- Откуда же вы так хорошо говорите по-русски? получил я
неожиданный контр-вопрос.
Да уж, москвичам, живущим в Париже, не откажешь в остроумии.
Нашелся ответ и на другой вопрос. Оказалось, что добрая
половина ленты Лопушанского снималась на Беларусь-фильме. И в
павильонах и на пленере. И добрых два десятка белорусских
актеров нашли в нем себе применение.
В Беларуси легко теряешь грамотность. Здесь пишут «Масква»,
станция метро «Масковская», «вакзал», что бросается в глаза
путешествующему. Фестиваль называется «Листапад». С такой
ошибкой у нас не пройти тестирование на школьном
госэкзамене. Сначала я, было, сопротивлялся, а потом уже
стал смело писать все эти слова чрез «а».
И к тому же, здесь употребляется эта забавная, забытая
буковка с точкой: i «и восмеричное», отмененная
большевиками. Лiстапад так точнее называется фестиваль.
Немного истории об «и с точечкой». Эта старая и забытая
буковка пробудила у меня родовую память. Ее употреблял в
письмах еще мой дед. Он желал нам мирной жизни, несмотря на
то, что мiр во зле лежит. Еще он писал «аго» в конце
прилагательных: «живаго» но никак не живого. И мы никогда не
путали мир и мiр. Разница колоссальная. Эту буковку ввел в
русский алфавит святой преподобный Максим Грек, а
большевикам она помешала. Напрасно не послушались своего
святого, теперь точечку уже не восстановишь, до конца света
так и будем писать, путая мирную жизнь с мiрской.
Первое, что поражает в Минске, это отсутствие пробок. Второе,
отсутствие азиатских лиц. Даже не верится, что свои улицы
белорусы метут самостоятельно. Это же надо иметь такую
несгибаемую политическую волю, чтобы избавить население от
засилья нежелательных эмигрантов. И не надо брать приступом
отделения милиции, бить стекла в торговых центрах, чтобы
заставить власти защитить собственный народ от беспредела
гостарбайтеров и незаконных эмигрантов. Их просто нет. И
город идеально чистый, и лица минчан неизменно приветливые.
Радушие минчан на фоне москвичей просто поражает. Здесь
всегда любой прохожий ответит вам на любой вопрос. И в приеме
гостей это радушие выражается наиболее отчетливо. На
московский кинофестиваль, например, журналистов приглашают
только за свой счет. Здесь же фестиваль берет журналистов на
полное обеспечение. Чудеса, да и только, а ведь небогатая
страна, нефти и газа нет, а жить можно.
Что мы знаем о Беларуси? Нам внушили, что здесь правит чуть
ли не хунта. И мы поверили в это. Этот миф совсем не просто
развеять. Лукашенко недавно специально созывал российских
журналистов, беседовал с ними, возил по стране, чтобы они
явили правдивую картину жизни в этой небольшой, но
замечательной стране? И что же в итоге мы узнали из
репортажей? Только то, что Лукашенко хочет прибрать к рукам
Калининградскую область. Ничего кроме анекдотов с черным
юмором журналисты не предъявили.
«Нячого няма» - этот «шедевр» белорусского художника недавно
стал хитом всех московских вернисажей. На картине маслом
намалеваны эти слова. Смешно. Я бы добавил «няма» коррупции,
пробок, нелегалов, терактов, проституции, уличной
преступности и мусора. «Няма» «Дома два», «Каникул в
Мексике», на экранах белорусского ТВ не ругаются матом, не
сношаются, и телеведущие не выглядят как бл**и. Остальное
все есть.
На фестивале, как я уже писал, есть конкурс молодого кино и
конкурс киношкол. Председатель жюри, как вы помните, Пьер
Леон. Казалось бы, ничего необычного. А на самом деле,
совмещение «взрослого» фестиваля с молодежным, это редкое
явление. Не знаю, кому пришла в голову такая мысль, но
результат получился удивительный. На всех мероприятиях
фестиваля сплошь молодые лица. И что самое главное ни
одного чиновника. Боятся, наверное, молодежного задора, не
ходят. В свой юбилей фестиваль помолодел лет на двадцать.
Кино в итоге обретает какую-то особую значимость. Это то
средство, которое способно повлиять на душу. Молодежь ходит
смотреть мЭтров, а молодежный фильм, показанный рядом с
титулованным, всемерно известным, обретает необычную
значимость.
Лев АЛАБИН
Итоги основных конкурсов 20-го ММКФ «Лістапад»
Гран-при «Золото Лiстапада» за лучший фильм: «Ида»
(ПольшаДания), режиссер Павел Павликовски.
Приз «За лучшую режиссуру»: «Прикосновение греха»
(КитайЯпонияФранция), режиссер Цзя Чжанкэ.
Приз «За лучшую операторскую работу имени Ю.А. Марухина»:
«Ида» (ПольшаДания), режиссер Павел Павликовски.
Специальный приз жюри «За эстетическую дерзость»: «Вечное
возвращение» (Украина), режиссер Кира Муратова.
Специальный приз жюри «За эстетическую дерзость»: «Когда в
Бухаресте наступает вечер, или Метаболизм» (РумынияФранция),
режиссер Корнелиу Порумбою.
Гран-при «За лучший документальный фильм»: «Отец и сын»
(Польша), режиссёр Павел Лозинский.
Специальный приз жюри: «Цветанка» (Болгария, Швеция),
режиссёр Юлиан Табаков.
«За пристальное внимание к проблемам детской души»:
«Разговоры на серьезные темы» (Литва), режиссёр Гиедре
Бейноруте.
«За виртуозную операторскую работу»: Себастьян Баумлер, «И
кто учил тебя водить?» (Германия).
«За художественное осмысление острых проблем современности»:
«Лагерь №14. Зона тотального контроля» (Германия), режиссёр
Марк Визе.
«За смелый подход к проблемам современного общества»:
«Образование, образование&» (Китай, Южная Африка), режиссер
Вэйдзюн Чен.
Приз «Серебро Лiстапада» в номинации «Фильм как явление
искусства»: «Ида» (ПольшаДания), режиссер Павел
Павликовски.
Приз «За лучшую женскую роль»: Лика Баблуани и Мариам
Бокерия, «В цвету» (ГрузияГерманияФранция), режиссеры
Нана Эквтимишвили, Симон Гросс.
Приз «За лучшую мужскую роль»: Фернандо Басилио, «Немой»
(ПеруФранцияМексика), режиссеры Даниэль Вега, Диего Вега.
Приз «За лучшую женскую роль второго плана»: Агата Кулеша,
«Ида» (ПольшаДания), режиссер Павел Павликовски.
Приз «За лучшую мужскую роль второго плана»: Сергей
Маковецкий, «Вечное возвращение» (Украина), режиссер Кира
Муратова.
«За особый взгляд»: «Золотая клетка» (Мексика), режиссер
Диего Кемада-Диес.
«За драматургическое решение»: «По кругу»
(СербияГерманияСловенияХорватияФранция), режиссер Срдан
Голубович.
Гран-при «За лучший документальный фильм»: «Отец и сын»
(Польша), режиссёр Павел Лозинский.
Специальный приз жюри: «Цветанка» (Болгария, Швеция),
режиссёр Юлиан Табаков.
«За пристальное внимание к проблемам детской души»:
«Разговоры на серьезные темы» (Литва), режиссёр Гиедре
Бейноруте.
«За виртуозную операторскую работу»: Себастьян Баумлер, «И
кто учил тебя водить?» (Германия).
«За художественное осмыслени
|